«26 ноября, в 15 часов 45 минут, наши войска, расположенные на Карельском перешейке у границы Финляндии, около села Майнила, были неожиданно обстреляны с финской территории артиллерийским огнём. Всего было произведено семь орудийных выстрелов, в результате чего убито трое рядовых и один младший командир, ранено семь рядовых и двое из командного состава» - сообщила нота советского правительства Финляндии.
Сейчас по поводу этого события практически не ведется дискуссий: как «патриоты», так и «либералы» дружно клеймят советскую сторону и выгораживают финскую. Это не преувеличение. «Патриоты» - тоже.
Вот, например, сайт РВИО обличает «имперские амбиции Сталина»...
Я не буду разбирать подробности инцидента в Майниле. Я предлагаю порассуждать о том кому это было выгодно?
Напомню контекст...
Западные страны несколько десятилетий готовили Финляндию к войне с СССР. Приведу сухие цифры, без эмоций.
В 1938 году США прокредитовали оборону Финляндии на 1380 млн. марок. Много это или мало? Это была четверть (25%) всех расходов свободолюбивого финского народа за год.
Великобритания (повезло то как!!!) в 1938 году подкинула Финляндии ещё 454 млн. марок.
Посчитаем.
Ого!
Оказывается янки и британцы оплатили треть всех расходов (абсолютно на все цели, как на военные так и на гражданские) маленького, но очень гордого финского народа.
Ну и весной 1938 года жадные немцы раскошелились на 10 млн. марок. Но скорее всего не финских, а немецких, а потому гордые финские парни получили денег объемом с половину расходной части бюджета страны за год!
Деньги заплачены, оружие закуплено, шинели и тушенка заготовлены.
В начале октября 1939 года СССР и Финляндия начинают Московские переговоры. Едва они только начинаются, финны объявляют полную мобилизацию.
Финские лесорубы и крестьяне берут винтовки, одевают шинели и садятся в построенные французами доты, поглощать тушенку, занашивать шинели и бездельничать.
К середине октября финнами уже заполнены все окопы и блиндажи.
Но этого мало.
Финны начинают выселять население из зоны возможных боевых действий и крупных городов. До сих пор точной цифры нет, но это несколько сот тысяч человек выезжают из мест обитания в деревни и становятся на постой.
По данным финского историка Т. Вихавайнена образовалось 450 тыс. переселенцев. В Финляндии всего населения было 3 млн. 695 тыс. человек. Таким образом, за несколько дней финны эвакуировали в процентном отношении большую долю населения, чем СССР за 1941 - 1942 годы!!!
Сотни тысяч солдат жрут тушенку в окопах и ничего не делают, сотни тысяч горожан сидят по деревням и ждут непонятно чего.
А войны нет - в Москве переговоры.
Идет один раунд переговоров: эвакуированные сидят по деревням, а солдаты - в окопах. Потом идет второй раунд. Эвакуированные опять сидят по деревням, а солдаты в окопах. Экономическая жизнь страны парализована.
А в Москве продолжаются переговоры.
Деньги тают. На улице холодает, начинается ноябрь. Солдатам в окопах плохо и скучно, эвакуированным - не лучше.
Терпение у финнов закачивается, они прерывают переговоры и финская делегация 13 ноября уезжает из Москвы.
А войны все ещё нет!!!
Солдаты - в окопах, народ - в эвакуации.
Нужно либо начинать войну, либо возвращать по домам эвакуированных и распускать армию.
Финский историк Т. Вихавайнен пишет:
«Поскольку чрезвычайное положение длилось довольно долго, это вызвало недовольство эвакуированных, желавших вернуться в свои дома. 22 ноября министерство внутренних дел согласилось на возвращение тех, кто эвакуировался добровольно. Одновременно в правительстве рассматривался вопрос о возможности демобилизации 50 % войск».
И далее он рассуждает:
«Можно задать провокационный вопрос: было бы достигнуто единодушие в обществе, если бы "игра на нервах" продлилась более длительное время. Эвакуированные чувствовали свою никчемность, настроение в армии было отягощено длившимся неделями бездействием. Если бы СССР пошел на компромисс, демобилизация армии вылилась бы в массовую безработицу и правительство стало бы объектом критики, и не только советской пропаганды».
Чтобы избежать такого печального сценария нужно было ускорить начало войны.
«русский офицер» Карл Маннергейм в своем письме президенту Финляндии написал прямо:
«На тот случай, если война с нашим восточным соседом окажется неизбежной, не следовало бы предоставлять противнику возможность определить момент её начала».
22 ноября в Финляндии начался кризис из-за отсутствия войны.
И тут повезло: СССР перешел к «бряцанью оружием» (так пишет «патриотичный сайт РВИО) 26 ноября случился инцидент в Майниле.
И все заверте...
Теперь предположим, что «провокации НКВД» в Майниле не случилось бы. СССР мог ждать еще месяц, два, три...
Финны не могли ждать даже неделю - другую.
Ну, и известный детский вопрос тем кто настаивает на финском миролюбии и спрашивает: «Как можно даже предположить, что крохотная страна Финляндии с населением в 3,6 млн человек могла провоцировать огромный н СССР на войну?»
Отвечаю: в начале 1922 года численность Красной армии составляла 1 млн. 354 тыс. 516 человек. Однако Финляндия напала на своего великого соседа и Красной армии с огромным трудом удалось вытолкать белофиннов обратно.
Потому что Советская Россиия воевала не только с финнами, а "с кем то ещё".
Ну и закончить стоить пожалуй, словами финского дипломата Вяйне Таннера:
«Ранее, когда мы представляли себе вероятность войны с Советским Союзом, то всегда думали, что это может произойти при совершенно других обстоятельствах, то есть Россия будет воевать с кем - то еще».
"Кто--то ещё" уже собирались в поход: собирались бомбить Баку, они планировали осуществить две десантные операции: одна предполагала высадку экспедиционных сил в Норвегии (около 5 000 человек) и наступление оттуда в направлении Северной Финляндии, а другая - десантирование войск в Южной Швеции (свыше 100 000 человек). Причем непосредственно на финляндском направлении должен был действовать ограниченный контингент войск - не более 13 000 человек.
Но что-то пошло не так...