Эмка не была первой и не была «народной»!

Mar 17, 2019 10:37



На сайте военно-исторического общества России опубликована статья, которая начинается словами: «16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый массовый советский легковой автомобиль - «М-1».

Это информация ошибочная. На самом деле первым массовым советским легковым автомобилем был ГАЗ-А.




Было произведено почти 42 тысячи машин этой марки. Для Советского Союза 42 тысячи - цифра ничтожная, но еще десятилетием ранее, при государе- ампираторе автомобили выпускали штуками.

Вот это ГАЗ-А и сменил на конвейерных линиях более совершенный ГАЗ -М1 «эмка».
Прототипом первого советского автомобиля ГАЗ-А был американский Ford Model А, прототипом ГАЗ-М1 стал тоже американский автомобиль Ford Model B.

Поэтому пассаж на счет того, что до начала выпуска «эмки» по дорогам ездили только «Форды», «Рено», «Опели», «Мерседесы» и, конечно, «Антилопа Гну» Адама Козлевича из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», не выдерживает никакой критики.
Кроме того, в статье делается намек, что Сталин, мол, мечтал сделать «эмку» народным автомобилем.

Цитата:
«Сам Андрей Липгарт в своих воспоминаниях писал, что И. Сталин после знакомства с «эмкой» сказал: «Дай Бог каждому такую машину». К сожалению, слова вождя, не были воплощены в реальность. В свободную продажу М-1 не поступали. Объем выпускаемых автомобилей был относительно невелик, и модель не продавалась, а распределялась. Получение её во временное пользование или даже в личное приравнивалось к награждению орденом или присуждению Сталинской премии".

На самом деле, массовым «народным автомобилем» в СССР должен был стать более дешевый КИМ-10. В качестве прототипа был взят британский автомобиль Ford Prefect.
Но в ходе разработки он настолько был серьезно изменен, что утратил с ним сходство. КИМ стоил 7 тыс. рублей.



В то время директор Новотрубного завода получал 3000 руб, а средняя заработная плата у квалифицированных рабочих доходила до 500-600 руб. В 1941 году КИМ-10 должен был быть поставлен на поток, но началась война и она потребовала совсем другие машины.

СССР, промышленность, модернизация, эпоха Сталина

Previous post Next post
Up