Свердловский дирижаблепорт

Feb 20, 2019 20:43



Дирижабль на фоне причальной мачты свердловского дирижаблепорта

С какой-то стороны хорошо, что свердловский дирижаблепорт не дожил до наших дней, иначе и по поводу его переименования шли бы теперь горячие споры. О том, что вообще в Свердловске был дирижаблепорт я узнал из статьи Ивана Климова о развитии гражданской авиации на Урале.
Он пишет:
"В 1936 г. в Свердловске была построена первая в СССР и самая высокая в Европе экспериментальная мачта по приему дирижаблей, которые планировалось в перспективе широко использовать в народном хозяйстве. Мачта имела как научно-исследовательское, так и эксплутационное значение. Опыт сооружения и эксплуатации мачты намечалось использовать перед запуском ее в серийное производство. Вклад уральцев в развитие отечественного дирижаблестроения не может быть забыт. Это, безусловно, одна из славных страниц в истории трудового Урала в довоенный период».

Меня тема заинтересовала и, обнаружилось, что коллеги из «Комсомольской правды» готовили на эту тему большой и интересный материал. И даже кое-какие фото нашли.
Некоторые фрагменты статьи из «Комсомолки» приведу и я.

Дирижаблепорт строился в 10 километрах от Свердловска, рядом с Нижне-Исетским рабочим поселком, который позже был включен в состав Чкаловского района. Построили его буквально за полгода. Башню возводили на земле в горизонтальном положении. Лишь после того, как она была закончена, рабочие стали ее поднимать.


Инженеры предусмотрели на башне пассажирскую площадку, а на самой макушке мачты - рабочую площадку с причальным конусом. Спуститься на землю пассажиры могли как по лестнице, так и на лифте. А на случай, если с дирижабля надо снять тяжелый груз или отремонтировать его, на башню установили специальный кран, чтобы спускать воздушное судно на землю.

«Дирижабли можно принимать на руки с последующим вводом в эллинг, либо на причальные мачты, - писали уральские журналисты в июле 1935 года. - При приеме на руки нужна команда от 200 человек и больше. При наличии же мачты дирижабли могут принять почти при любых метеорологических условиях и в любое время суток 7 - 10 человек. Сейчас на земном шаре имеется десятка два причальных мачт. Самая высокая, 64-метровая, находится в Америке, в Детройте. Установленная в Свердловске 40-метровая мачта - самая высокая в Европе».

Использовать предполгалась дирижабль «В-6».
Уральские журналисты с гордостью перечисляли его характеристики на страницах газет:
«Основные данные дирижабля «В-6»: длина 110 метров, высота 22, три мотора водяного охлаждения общей мощностю в 780 лошадиных сил. Продолжительность полета - 35 часов без посадки. Дальность беспосадочного полета - 3,500 километров. При этих условиях полезная нагрузка корабля 22 пассажира и 4 тонны грузов. Расстояние от Москвы до Свердловска «В-6» будет проходить при нормальных условиях в 16-18 летных часов без промежуточных посадок».

Есть описания и самого полёта и обстановки в какой находились пассажиры дирижабля.

«В 6 часов 17 минут воздушный корабль взмыл в облака. С 20 людьми на борту дирижабль взял курс на восток, - печатали радиограммы местные журналисты. - Замелькали дачные пригородные поселки. Потом миновали Шатуру и муромские леса. В 11 часов 30 минут утра прошли Арзамас. 400 километров уже отделяли нас от столицы, а мы их прошли совершенно незаметно. В просторной кабине дирижабля пассажир чувствует себя превосходно. Одни читают книги и газеты, другие играют в шахматы, кто-то даже завел патефон. Шум моторов настолько заглушен, что в кабине свободно можно разговаривать. Дирижабль освещен яркими огнями. Приборы, рубка и моторные кабины сверкают десятками электрических ламп. Качка почти совершенно не ощущается».

Но были и некоторые неудобства. Ночью в небе становилось холодно, поэтому, едва стемнеет, пассажиры и сменная вахта забирались в специальные меховые мешки.



Дирижабль пролетает на фоне памятника Я. Свердлову

И для пилотов полеты на дирижабле были не легки.

«Метеорологическая обстановка на первом этапе полета от Гусь-Хрустального до Арзамаса была трудная, мы шли в разрывистых облаках, - рассказывал о полете командир дирижабля «СССР В-6» Иван Васильевич Паньков. - Отсюда до Красноуфимска условия были более благоприятны, но за Красноуфимском погода ухудшилась. Дирижабль попал в чрезвычайно тяжелую метеорологическую обстановку. Земли не было видно. Почти восемь часов мы находились в слепом полете. Скорость корабля оказалась быстрее, чем мы считали. Дирижабль отошел от Свердловска в сторону на 300 километров. Мы долетели до Туринска, а затем повернули на Свердловск, где приземлились в 16 часов 40 мин московского времени. Дирижабль пробыл в полете 34 часа. Материальная часть корабля работала хорошо. Экипаж справился со своими задачами, показал прекрасную сработанность».

Позднее дирижабли во всем мире были признаны не перспективными и не безопасными. И от них повсеместно отказались. Закончилась эра дирижаблей и в СССР.
Причальная мачта простояла в Нижне-Исетске до 1962 года. А затем ее переплавили на Уралмаше как металлолом.

Свердловск, краеведение, исторические очерки

Previous post Next post
Up