О поставках колхозов государству или в чем ошибся автор «Вечного зова»?

Aug 15, 2018 21:00

В романе Анатолия Иванова «Вечный зов» разговаривают председатель райисполкома Полипов с первым секретарем райкома ВКП (б) Кружилиным. Речь идёт о том, что в одном из колхозов в котором председательствует Назаров нарушаются сроки сдачи зерна государству.



Кружилин спрашивает:
- Не верим, значит, мы людям?
Полипов отвечает:
- А что же? Тот же твой Назаров, пользовался слухом, тайные посевы делал, а урожай с них по колхозникам делил… Хитёр только, не мог я его поймать. Но всегда знал - плачет по нём тюрьма… Н-да… Значит, выход какой? И хлебосдачу с первого дня жатвы вести усиленно, и косить вовремя. В темпе всё, в комплексе - до ветров, до дождей заканчивать жатву.

Разговор этот согласно сюжету происходит в первую уборочную войны. А тайные посевы Назаров делал, следовательно, в году предыдущем т.е. в 1940-м.

Десятилетия советские люди читали и верили, что Назаров мог накануне войны делать какие-то тайные посевы и делить урожай между колхозниками, потому что остальной урожай за бесценок забирало государство.
Могло ли такое быть? Могло. Но не в 1940 и не в 1941 году.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1940 г. «Изменение в порядке заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов» колхозы стали привлекаться к поставкам продукции растениеводства не с плана их посева, как раньше, а с каждого гектара пашни, закрепленной за ними. В размер пашни включалась не только освоенная, но и подлежащая освоению земля.

Когда поставки осуществлялись с плана посева, то «тайные посевы» Назарова имели смысл. Когда же поставки начали брать с каждого гектара пашни «тайные посевы» Назарова никак не влияли на объем делимой между колхозниками продукции.

Относительно изъятия государством урожая за бесценок…
Это тоже почти правда.

Закупочные цены государства были крайне низкими. Однако в действительности утверждение о том, что государство у колхозов забирало всё, а колхозникам оставалось жить на картошке с личных огородов, как это описано в романе «Вечный зов» - не соответствует действительности.

Например средняя урожайность зерновых в Свердловской области составляла примерно 13 центнеров с гектара. А обязательные поставки государству составляли 1 центнер 35,5 кг с одного гектара.

В годы войны колхозников добровольно-принудительно уговаривали увеличить норму сдачи государству. Но это уже, как говорится, совсем другая история…

Казалось Анатолий Иванов не много и напутал, а картина происходящего с учётом вышесказанного меняется кардинально. Положительный герой становится не совсем положительным, а отрицательный - не совсем отрицательным.

Однако в том и прелесть художественной литературы, что в ней встречается масса условностей, фантазий и допущений. Он художник, он так видит...

повседневность, литература, колхозы

Previous post Next post
Up