Дутерте обвинят в тех же грехах, что и Асада?

Jun 22, 2017 08:34

Тем, кто следит за ситуацией на Филиппинах и всё ещё сомневается, что террористическая атака ИГИЛ на Филиппины инспирирована США рекомендую свежее интервью руководителя школы Востоковедения ВШЭ, профессора, доктора исторических наук Алексея Маслова, которое он дал ресурсу pravda.ru



- Дутерте очень решительно и жестко привык действовать, можно вспомнить его борьбу с наркомафией. Вполне логично предположить, что это может привести к дальнейшей эскалации, которая позволит Западу и, в частности, США обвинить Дутерте в тех же грехах, что и президента САР Башара Асада. Вы можете это допустить?
- Во-первых, да, это технически возможно. Но, я думаю, ситуация там сложнее, чем представляется на первый взгляд: что какие-то боевики просто атаковали школу, и Дутерте делает довольно жесткие заявления. На самом деле, там действительно разворачивается трагедия. Трагедия, которая, на мой взгляд, была допущена в том числе и действиями филиппинских властей, и тем, что, как ни странно, при всей решимости Дутерте слишком много оборачивался на другие страны, чтобы не испортить добрые отношения. Вот это самый большой вопрос.

Я напомню, с чего там все начиналось, и почему столь болезненно все это дело развернулось. Дело в том, что Марави - это одна из территорий, которая является единственно серьезной исламской территорией на этом участке. И она играла и играет большую роль, потому что там были сосредоточены в большом количестве различные центры по арабской и исламской торговле. Однако надо понимать, что там образовалась так называемая группа Маут, которая свое название получила от братьев Маут - Омара и Абдулы, и эта группа стала базироваться в центральной части этой местности, в Минданао. Только с 2016 года она начала действовать под флагом ИГИЛ, хотя существовала давным-давно. Она официально именует себя Исламским государством, она не столь велика - от 100 до 150 человек, по разным подсчетам.

Атака и на школу, и на некоторые мусульманские кварталы вызвала большое недовольство среди местных мусульман. И это закончилось тем, что мы имеем дело с несколькими типами противостояния. Это, во-первых, противостояние властей и этой проигиловской группы на Филиппинах. Во-вторых, это противостояние между умеренными и фундаменталистскими мусульманами. Плюс - противостояние между Филиппинами и США, которые, конечно, пользуются этой ситуацией. И я не исключаю, что восстание этой маленькой группы было во многом стимулировано американскими властями.

- Тут ведь кто-то вовремя подбросил порох силам, которые способны разжечь серьезный конфликт. Явно извне все спланировано.
- Да, и снова экономическая подоплека. Все это серьезно ударит по экономике Филиппин. Тот район, где все происходит, это торговый район. Война может привести к тому, что начнется отток торгового населения - мусульманского и немусульманского. И это в конце концов приведет к большей исламизации Филиппин в целом, поскольку мусульмане перемещаются в другие районы. Район может стать таким островком постоянных восстаний, что совсем не на руку Дутерте.

- Таким образом хотят ослабить Китай? Ему такие проблемы в подбрюшье создать?
- Конечно. Потому что Китай - это, пожалуй, единственная страна в регионе, где нет серьезных противоречий с мусульманами. Есть синьцзянский фактор, но он не фундаментален. А вот сейчас, особенно в тот момент, когда Китай начинает развивать отношения с Филиппинами, ему подбрасывают такую проблему.

- Если они вмешаются, как будет развиваться ситуация?
- Я уверен, что Китай не будет вмешиваться во внутреннюю ситуацию на Филиппинах, потому что у Дутерте достаточно своих сил. Вопрос простой: с какой степенью решимости он будет действовать, ведь чем больше решимость, тем, к сожалению, больше жертв. Китай будет вмешиваться только в том случае, если хоть каким-то образом эти действия будут затрагивать территорию Китая. Например, повстанцы побегут на территорию Китая, либо будут перемещаться на кораблях или самолетах на территорию Китая, поскольку идет довольно активное перемещение в этом регионе. Вот тогда да, безусловно, Китай будет проявлять максимальную активность.

- Как можно остановить процесс эскалации? Какие страны должны поучаствовать?
- На самом деле, остановить очень сложно. Надо понимать, что на Филиппинах проживает очень небольшое количество мусульман: 2%. А в этом регионе, который сейчас находится под властью ИГИЛ, проживают 5,5 миллионов мусульман. Таким образом, мы имеем мусульманский анклав. И единственное, что сейчас можно сделать, это частичная изоляция, введение туда войск. Собственно, то, что сейчас и делается. Нужна также зачистка. Что, конечно же, вызовет огромное осуждение в адрес Дутерте - но в противном случае он просто сможет потерять власть, и Филиппины на несколько лет погрузятся в гражданскую войну.

Филиппины, террор, третий мир

Previous post Next post
Up