Войну выиграет школьный учитель?

Nov 17, 2024 07:21

Не припомню ни одной "взрослой" художественной повести или романа советского писателя, еврея по национальности, которая бы меня совершенно очаровала.
Зато большинство моих любимых детских писателей - евреи. Не знаю, как это им удается.

Самый любимый писатель моего детства не русский Аркадий Гайдар (Голиков), а Лев Кассиль.
Спору нет, Гайдар - выдающийся писатель, но в детстве меня его "Школа" не впечатлила, а "Кондуит и Швамбрания" Кассиля врезались в память на всю жизнь.

Даже про свое еврейство Кассиль писал так, что сразу хотелось вступить в евреи, вместе с Оськой и кошкой. Если кошку в евреи приняли, то меня-то непременно возьмут?

Небольшой фрагмент, который мне особенно нравится...
«- Лёля, а Лёля! А что такое еврей?
- Ну, народ такой... Бывают разные: русские, например, американцы, китайцы. Немцы еще, французы. А есть евреи.
- Мы разве евреи? - удивляется Оська. - Как будто или взаправду? Скажи честное слово, что мы евреи.
- Честное слово, что мы - евреи.
Оська поражен открытием. Он долго ворочается, и уже сквозь сон я слышу, как он шепотом, чтобы не разбудить меня, спрашивает:
- Лёля!
- Ну?
- И мама - еврей?
- Да. Спи».
Но Оська настолько потрясен открывшейся истиной, что, проснувшись, когда родители возвращаются из гостей, спрашивает: «Мама, мама, а наша кошка - тоже еврей?»

Я вчера прочитал повесть Герцеля Новогрудского " На маленьком острове".
Это крохотный остров в Балтийском море, где рыбаки нескольких поколений ловят салаку. Раньше ловили кильку, которая меньше, но дороже, но килька исчезла, а потом, вдруг, вернулась.
Да кроме того, рыбаки начинают ловить колюшку, которая ранее считалась сорной и не принималась купцами...
И, конечно, эстонские пионеры, помогают рыбакам - свои отцам. Эстония ещё в пятидесятые остаётся дремучей провинцией, но жизнь уже закипает...

Повесть не без идеологии. Но она не навязчивая, детская, искренняя, направленная на доброе.
Задачей школы и детских писателей в СССР было воспитание гражданина. Школы, традиционно, не справлялись, а у детских писателей - получалось.

Сейчас, увы, социального заказа на воспитание гражданина нет. А, будь социальный заказ, наверное нашлись бы и детские писатели-евреи и не евреи. И дети, наверное, снова начали бы мечтать стать космонавтами, моряками и пограничниками...

Есть фраза, которую, вероятно, несправедливо приписывают германскому канцлеру Бисмарку: "...войну выиграл школьный учитель".

Пока в школах учат не граждан, а приспособленцев, которые "должны себя реализовать" - настоящих побед не будет.

Евреи - индикатор. Они очень остро чувствуют социальный заказ. Если евреи пишут русофобские книжки, а не наоборот, значит они чувствуют - нынешний всплеск патриотизма - бутафория...

литература, прибалтика, образование, национальный вопрос

Previous post Next post
Up