Влюбленные в первоуральское небо!

Jun 04, 2024 10:07


У Первоуральского района есть собственный «день авиации» - это открытие первой планерной станции в июне 1934 года. Правда точный день - неизвестен. Поэтому, как часто, в таких случаях делается, объявляется датой первый день, в данном случае, июня.



На слете планеристов в Коктебеле в 1935 году комсомолка Трубзавода Батылина смовершила 60-минутный полет на высоте 650 метров. /Журавлев (Жуков) Василий Васильевич. "Слет планеристов в Коктебеле" 1937

Задумали открытие планерной станции в Первоуральском районе (тогда в район входила и Ревда, поэтому это «день авиации» и для Ревды), 18 августа 1933 года. Тогда вся страна праздновала День Воздушного Флота в СССР. Организация планерной станции поручили Осоавиахиму - предшественнику ДОСААФ.

Изначально планы были грандиозные. Каждый коллектив общества содействия обороне (ОСО) должен был приобрести планер, чтоб с его помощью готовить пилотов. Необходима была организация кружков планеристов, аэрокружков и аэрокабииетов при клубах, в красных уголках цехов, а на уровне всего района была поставлена цель - создание планерной станции. Намечалось и приобретение спортивного самолета «Первоуральский комсомолец», который должен был быть приобретён на средства, собранные первоуральскими комсомольцами…

На горе Кирика-Улита началось строительство парашютной вышки по этой причине, потом многие годы, гор4у будут называть Парашюткой.

В июне 1934 года планерная станция начала работу. Первоначально на первоуральской планерной станции обучение проходили 43 человека. Основная часть из них - работники Трубстроя, Хромпика, Билимбаевского завода. Учились и параллельно работали.



Планерная станция располагала тремя планерами, амортизатором, ангаром. Обучение шло быстро: уже в августе к Дню воздушного флота в Свердловске состоялся слет авиаторов. К нему приурочили соревнования планеристов. Здесь первоуральцы заняли первое место и задачу организовать в городе в 1935 году аэроклуб.

В том же 1934 году ко дню авиации 18 августа было принято решение строить в Ревде и Первоуральске аэродромы и создавать аэроклубы.

Планерные кружки начали создавать на заводах, в школах.

Вот, например, как описывал С. Емлин свое занятие в школе планеризма в декабре 1935 года:

«Сегодня выходной день. Время 9 часов. Одеваюсь, выхожу на занятия. Планеро-аэродром от меня недалеко. В Выходные дни ученики планерной школы Трубстроя проходят практику. Больше половины ребя пришли уже на занятия. Здесь старшина группы т. Васин, механик Пименов. Вот и товарищ инструктор подошел, поздоровался. Он в форме: летная шапка, очки и рукавицы. Васин, старшина- группы, докладывает инструктору, что на занятиях присутствует 15 человек. Инструктор дает команду-вывести планер из ангара на старт.

Полеты начались.

Машина плавно, красиво набирает высоту, йотой постепенно переходит на угол-планирование и посадка на «отлично». Очередь дошла до меня. Я - но третьему упражнению. Докладываю инструктору о исправности машины, сажусь в кабину, подучаю задание и… ста-а-арт. Посадку сделал хорошо. Хорошо проводить так выходной день».

Планеризм, как все новое, будоражил умы молодежи весь 1935 год. Но постепенно ажиотаж начал стихать. Более того, появились совершенно бесхозные планеры. Комсомольцы Билимбая жаловались: «При Билимбаевском кружке Осоавиахима есть планер, который приобретен ещё в прошлом году, но по сей день стоит без дела - его никто не изучает. Сейчас планер лежит в церкви, которая перестраивается в клуб, части его разбросаны и покрылись пылью».

Забегая вперед, стоит сказать, что билимбаевский планер так и не взлетел. Он валялся так долго, что в конце концов был выброшен. К 1937 году другие пять новых планеров из-за того, что стояли в ангаре Осоавиахима на сырой земле ржавели и требовали ремонта. Два планера сломали.

Инструктора Васина за развал планерного хозяйства отстранили от работы. Это был, повторимся. Суровый 1937 год!

Если кто не знает в той самой церкви в которой валялся планер в годы Великой Отечественной войны разместиться несколько авиаконструкторских коллективов, которые будут работать над автожирами (предшественниками вертолетов) и самолетом с ракетным двигателем БИ-1.

В 1936 году планерная школа работала на Динасе в которой занималось 24 человека.

Парашютная вышка после окончания строительства ежегодно открывалась к Первомаю. Вот, например, как Первомай на Парашютке проходил в 1936 году.

«Первого мая в Перво-Уральске открывается летний сезон парашютных прыжков. Прыжки будут производиться с 9 часов утра до вечера. Тоже будет и 2-го мая. Около парашютной вышки откроется выставка планеров, молодые планеристы совершат показательные полеты. Во время демонстрации будет пущен бумажный шар. За несколько минут до начала демонстрации почтовые голуби принесут сведения о количестве демонстрантов с Динаса, Хромпика. Старотрубного, Новоуральского и Билимбаевского заводов».

Новоуральским заводом тогда иногда называли Новотрубный завод.

Через какие бы трудности не пришлось пройти планерному и парашютному делу в Первоуральске, задачу он свою выполнил: к началу Великой Отечественной войны среди первоуральцев было немало пилотов и инструкторов летного дела.

Среди инструкторов наиболее известен Леонид Бурбулис - отец госсекретаря России Эдуарда Бурбулиса. Известность он получил благодаря тому что учил летать сына первого секретаря ВКП (б) Украины Никиты Хрущева. Летчик-истребитель Леонид Хрущев весной 1943 года погиб в бою.

«Икар» не взлетел…

PS: В апреле 1981 года дельтапланеристы Первоуральска провели свой первый чемпионат на дельтадроме, расположенном на западном склоне горы Пильной. В соревнованиях приняли участие девять пилотов из трех команд - Новотрубного завода, составленной из спортсменов секции дельтапланерного спорта, созданной при клубе юных техников «Икар», хромпикового завода и города Верхняя Салда. Первым чемпионом города по дельтопланерному спорту стал мастер цеха №34 ПНТЗ В.Н. Матюха. Вторым был его одноклубник, мастер четырнадцатого цеха Г. И. Халтурин, а третьим - хромпиковец В. А. Горшенин.

Был установлен рекорд полета на г. Пильной - 10 часов на высоте 80 метров.

Хронология первоуральского дельтапланеризма:

  • 1974 год. Новотрубники Александр Никаноров и Олег Клюжин изготовили и опробовали на горе Пильной дельтаплан типа «Рогало», применив алюминиевые трубки от раскладушек и парус (купол) из хлопчатобумажной ткани. Дельтаплан выдержал три попытки.
  • 1978 год. Хромпиковец Владимир Ячин построил и опробовал аппарат типа «Вымпел-4», налетал на нем уже 30 минут. На этом же аппарате первые полеты совершил В. Н. Матюха. Полеты длились несколько секунд.
  • 20 апреля 1978 года комитет ВЛКСМ Новотрубного завода принял решение о создании секции дельтапланерного спорта.
  • В 1984 году дельтапланеристы Первоуральска стали лучшими в области. Развитие дельтапланеризма продолжалось фактически до начала приватизации первоуральских заводов.

Мой тг-канал

краеведение, Первоуральск, история, эпоха Сталина

Previous post Next post
Up