Снова изобретаем велосипед «Урал»

Dec 29, 2023 12:25





Картинка из дореволюционного каталога

Существует легенда будто велосипед в виде самоката был изобретен на Урале крепостным мастеровым заводчиков Демидовых Ефимом Артамоновым в 1800 году.

Современные историки считают «велосипед Артаманова» сталинским мифом. Вот как описывает это Википедия:

«В ходе «борьбы с космополитизмом» началась кампания поиска «русских приоритетов» во всех областях науки и техники. Кстати пришлась сочинённая краеведами легенда».

Легенда о русском изобретателе велосипеда по мнению разоблачителей была выдумана уральскими краеведами ещё в XIX веке.



Потом история велосипедного дела и Урал долго не пересекались, пока в 1939 году в Перми не был открыт велозавод. В 1956 году он начал производство велосипедов, в том числе и самых знаменитых моделей советского периода «Урал» и «Кама».

В Свердловске тоже был велосипедный завод с 1946 года. На Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой - для девочек. В 1959 году велопроизводство перевели из Свердловска в соседний поселок Атиг.

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей - «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек).

Однако и в дореволюционной России «уральский» велосипед существовал. Назывался он «Энфильд-Урал». Был представлен дорожной, легко-дорожной, дорожно-гоночной и дамской моделями. Это был по тем временам дорогой велосипед, стоимостью от 170 до 185 рублей. Цена накручивалась за бренд.

Производитель уверял, что фирма по специальному заказу изготовила дамскую модель «Энфильд-Риш» заказывала «её императорское высочество» Ольга Александровна.

Понятно, что производитель был британский. Русский дореволюционный пропагандист велосипедного дела А. Ивашенцов про велосипедное производство в России писал:

«В России велосипедное производство еще в самом зачатке, и, хотя есть несколько фабрик, производящих машины удовлетворительные и по прочности, и по ходу, но большинство частей выписываются этими фабриками из Англии и здесь только собираются».

То, что кустарное производство велосипедов в Екатеринбурге имелось известно достаточно точно. Даже имеются фотографии таких велосипедов на Сибиро-Уральской промышленной выставке.



Велосипеды кустарного производства на Сибирско-Уральской научно-промышленнойвыставке. Фото 1887 года. Фото из книги В.П. Микитюк. екатеринбургские «спорты»

Но вряд ли фирма «Энфильд» стала бы связываться с кустарями и ещё по этой причине давать модели название, связанное с Уралом.

О велосипедизации Екатеринбурга написано много. Поэтому очень коротко: первые в истории Екатеринбурга велогонки, как пишет историк Микитюк В.П, состоялись 2 августа 1887 года. Правда Микитюк не указывает по новому или старому стилю указана дата. В соревнованиях участвовали 11 велосипедистов. Велосипед был вещью не дешевой и до революции он оставался забавой людей состоятельных.

Хотя в то время, даже появление нескольких велосипедистов вызывали интерес публики. Забавно, но в царское время, велосипедам выдавались номера в полиции, как сейчас автомобилям. Газета «Уральская жизнь» в 1911 году писала:

«По городу встречаются велосипедисты, на ненумерованных велосипедах. Полиция заметила это и на днях последовало распоряжение екатеринбургского полицмейстера о привлечении таких велосипедистов к ответственности».



Екатеринбургский велосипедист. Фото начала XX века. Фото из книги В.П. Микитюк. екатеринбургские «спорты»

Но вернемся к теме велосипеда «Энфильд-Урал» - не исключено что его сборкой занимались где-то на Урале. Правда, где именно автору этих строк выяснить не удалось. Тем не менее, велосипед «Энфильд-Урал» реально существовал и присутствовал в каталогах реализуемых товаров.

А закончить хочу велосипедизацией Первоуральска. Она началась значительно позже.

24 мая 1934 года по инициативе районной газеты «Под знаменем Ленина» был проведен первый слет велосипедистов города Первоуральска. На слете участвовало 11 человек (как на первых велогонках в Екатеринбурге в 1887 году, - прим. перво.инфо). Участники слета организованной, колонной, проехали на велосипедах в деревню Битимку, через Билимбай. Газета писала:

«Пройдено 32 километра, без всякой поломки машин. Из участников два товарища раньше никогда не ездили на велосипедах. Они даже же имели представления, как ездить на двухколесных машинах-велосипедах, но наравне е опытными велосипедистами хорошо выдержали пройденный путь. Следующая поездка, предполагаемая 30 мая, должна покрыть большее расстояние, с охватом всех велосипедистов города и прилегающих к нему заводских поселков».

24 мая 1934 года можно считать Днем рождения велосипедного спорта в Первоуральске.

Анатолий Гусев

Навигатор по истории Урала

Уральская историческая библиотека

повседневность, краеведение, исторические очерки, история, спорт

Previous post Next post
Up