Уральцы - терминаторы фронта или чудилы с Нижнего Тагила?

Sep 28, 2023 12:29


Забавную выборку сделала историк Снегирева Т.А. в статье «Свердловск военных лет глазами очевидцев».



Слева - уралец, справа - одессит.

Во время великой Отечественной войны писатели, журналисты создавали особый образ воинов с Урала. «Урал дает фронту воинов особого склада - сдержанных, немногословных и невероятно мужественных».

Например, Лев Сонин в рассказе «Уралец» откровенно романтизирует образ, делает акцент на его исключительность, особость (он Другой, не такой, как обычные воины), дает прямую аллюзию к куперовским индейцам: Черторогов обладает иными знаниями и повадками, появляется молча из ниоткуда в самый напряженный момент, совершает подвиг, спасает всех и исчезает вновь.



Л. Славин описывает обаяние брутальности:

«Я тоже посмотрел на новобранца, и по его могучим рукам, спокойно сложенным на просторной груди, по надменному хладнокровию скуластого лица, по угрюмому блеску отваги в узких глазах я тотчас узнал бессмертную и неукротимую породу уральских гордецов».

По мнению Снегиревой автор настаивает на «особом роде уральского угрюмого азарта»:

«Тот, кто видел в боях за Москву полки, составленные из уральцев, никогда не забудет молчаливой свирепости, с какой они шли в атаку и на штурмы. Их родичи, оставшиеся в тылу, перекачали свое яростное усердие в литье пушек и обточку снарядов. А ведь по первому взгляду уралец может и не понравиться сумрачным стилем своего обхождения».

Правда в фильме «Два бойца» (1943) снятом по повести Л. Славина «Мои земляки» «Саша с Уралмаша» некий добродушный деревенский увалень, а вовсе не угрюмый, и не свирепый.

Напомню, теме «Саши с Уралмаша» уже уделял большой внимание Мурзин А.Э. в монографии «Советский миф в судьбе Урала».

Мурзин пишет:

«Впервые крупным планом уралец предстал перед всей страной в виде «Саши с Уралмаша» из кинофильма Леонида Лукова «Два бойца» 1943 года. Действие фильма разворачивается в октябре 1941-го на фоне боев по обороне уже месяц как осажденного фашистами Ленинграда».



«Саша с Уралмаша» слева

И далее:

«Несомненно, этот образ, сразу прочно засевший в памяти, оказал огромное влияние на формирование в дальнейшем отношения к Уралу и уральцам. Отсюда, особое значение приобретало то, что зрители с течением времени стали все больше выделять в качестве отличительных такие характеристики «Саши с Уралмаша»: «угрюмый уральский увалень», «неразговорчивый», «простодушный флегматик», «незамысловатый, незатейливый великан». Во всех подобных определениях так или иначе подчеркивается, что зрителю приходится иметь дело с могучим, но в общем сыроватым человеческим материалом, который еще только должен будет подвергнуться обработке, «шлифовке». Таким сохраняющимся пониманием окружающими уральской натуры, уральского характера, созданием живучего стереотипа современные жители края не в последнюю очередь обязаны кинокартине Лукова…»

По мнению Снегиревой в фильме «Большая земля» (1944), действие которого происходит на Урале осенью-зимой 1941 г., представлен и первый кинематографический образ уральской женщины - уралочки, красивой, сильной, не боящейся трудностей, верной, самоотверженной и неприступной (актриса Т. Макарова).



Уралочки кинематографистам представлялись такими.

В общем, стесняться уралочками не приходится. Даже в той знаменитой фразе из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», когда фарцовщик говорит: «Кого ты привела Сусанна? Она что с Урала?» - предполагаемую уралочку играет Ирина Муравьева и в образ деревенской простушки её никак не впихнуть.



Ирина Муравьева в которой «фарцовщик» заподозрил уралочку

А вот мужикам-уральцам - не повезло. Саша с Уралмаша, по мнению Мурзина, стал олицетворением того, что сейчас иронично называют «дерёвня». «Саша с Уралмаша» - это тоже, что «девушка с Урала», «сибирский валенок», «чудило с Нижнего Тагила», «простой работяга»…

Впрочем, современный кинематограф дает ещё более гротескный образ уральцев. Гена Букин не даст соврать!



Современный киношный уралец - Гена Букин

краеведение, культура

Previous post Next post
Up