Когда на Среднем Урале действительно начали хрустеть булками?

May 23, 2023 18:17


Французская булка в современной России - это не просто хлебобулочное изделие. Это символ дореволюционной России, это олицетворение «России, которую мы потеряли»: с лакеями, красавицами, юнкерами, шампанским и хрустом французских булок… Потом, как многие считают, случилась Октябрьская революция, вечера перестали быть упоительными, а французские булки вышли из моды. Но так ли это?




Французскую булку променяли на польский батон?

Французская булка была довольно популярна и после Октябрьской революции. В знаменитом романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» у убитого на Крестовском острове сыщик УгРо в кармане находит французскую булку:

«Дача, видимо, была заброшена ещё с 1918 года. Обитаемыми оказались только кухня и комната с железной кроватью. Нигде ни признака удобств, никаких остатков еды, кроме найденной в кармане убитого французской булки и куска чайной колбасы».

Историки Ольга и Павел Сюткины, изучая историю нарезного батона, обнаружили в книге по технологии хлебопечения, изданной в 1936 году такую фразу: «Нарезные батоны формуются, как и французские булки, с той лишь разницей, что концы их несколько тупее».

И ещё, в книге «Здоровый стол» (1930): «С вчерашней французской булки или лучше с польского батона (длинной булки) снять корку…»

А во второй половине 30-х когда сортов батонов становится много, названия «польский батон» и «французская булка» из употребления выходят за ненадобностью.

Хрустели или не хрустели французские булки?

Как и современные батоны французские булки могли хрустеть, а могли не хрустеть в зависимости от способа приготовления. В царской России не было ГОСТов и каждый мастер пек французские булки на свое усмотрение: раскупают хрустящие - булки будут хрустеть, берут с мягкой коркой - булки хрустеть не будут.

Ответ на вопрос: отчего французские булки так запомнились обывателю тоже достаточно прост - в первую очередь, потому что они изготавливались из белой пшеничной муки. Белый пшеничный хлеб до Октябрьской революции сам по себе уже был лакомством. В царской России основная масса населения выращивали и употребляла хлеб ржаной. А иногда и с неприятными добавками. Вот как это описывал Лев Толстой:

«…употребляемый почти всеми хлеб с лебедой,- с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды,- хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все - и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные».

Причем ели ржаной хлеб с лебедой не только бедняки, но и люди с достатком. Ещё цитата Льва Толстого:

«В том дворе, в котором мне в первом показали хлеб с лебедой, на задворках молотила своя молотилка на четырех своих лошадях, и овса, с своей и наемной земли, было 60 копен, дававших по 9-ти мер, т. е., по нынешним ценам, на 300 рублей овса. Ржи, правда, оставалось мало, четвертей 8, но, кроме овса, было до 40 четвертей картофеля, была греча, а хлеб с лебедой ела вся семья в 12 душ. Так что оказывалось, что хлеб с лебедой был в этом случае не признаком бедствия, а приемом строгого мужика для того, чтоб меньше ели хлеба…»

Любой пшеничный белых хлеб воспринимался как угощение. В том числе и на Урале. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал:

«Когда я вернулся на крыльцо, Александра Васильевна ждала меня уже за самоваром; на столе появились густые сливки, тарелка земляники, белый хлеб и какое-то сдобное печенье».

Сливки, земляника и белый хлеб!

На горнозаводском Урале вообще пшеницу сеяли мало. Основным поставщиком её было Зауралье. Вот как писал об этом Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе «Хлеб»:

«Бассейн Исети снабжал своей пшеницей весь Урал и слыл золотым дном. Центр хлебной торговли - уездный город Шадринск - процветал, мужики благоденствовали».



Свердловский хлебозавод. Фото из фондов областного краеведческого музея

Булки Екатеринбурга

Если потребителей белого пшеничного хлеба на Горнозаводском Урале, да и по всей России, была не густо, то потребителей французских булок было ещё меньше. В конце XIX века в Екатеринбурге для обеспечения всех желающих достаточно было 124 булочников и пряничников мужчин и 23 женщин. Это в городе, где только официально прислуги было почти три тысячи человек, а проституток 164 человека.

Булочники Екатеринбурга до революции всё делали вручную, булок выпекалось не много, и, естественно, похрустеть желающих было хоть отбавляй, но не на что.

После Октябрьской революции капитализм в СССР сохранялся ещё до 1929 года включительно. Называлось это новой экономической политикой (НЭП). Поэтому долгое время жители Среднего Урала выпекали хлеб сами или же покупали в частных пекарнях, как при царе. По переписи 1926 года в Свердловске пекарей и булочников было почти столько же, сколько до революции - 130 человек.



Фото из фондов областного краеведческого музея

Население росло, выпечки не хватало и 15 мая 1927 года в Свердловске открыли первый хлебозавод и с тех пор ни разу не останавливали. В первое время Свердловский хлебозавод выпускал формовой и подовый хлеб. Предполагалось, что процессы приготовления и выпечки хлеба будут механизированы, но в 1930-е годы многие операции в цехах выполняли вручную. На заводе тогда трудились 46 человек. В 1940-е годы в ассортименте хлебозавода появились макаронные изделия, а в 1964-м здесь впервые на Урале в промышленных масштабах стали выпекать батон.



Фото из фондов областного краеведческого музея

Вот с середины 60-х на Урале население в массовом порядке действительно «захрустело булками». Это случилось через 47 лет спустя как вечера перестали быть упоительными.

Больше истории на сайте PERVO.INFO

Свердловск, краеведение, Урал, история, Екатеринбург

Previous post Next post
Up