Уральская парта или почему Урал - не родина слонов?

Mar 16, 2023 11:13


Трудно найти другую такую страну как Россия среди обывателей и элиты которой низкопоклонство перед Западом было столь развито.



Если немец станет писать о немецком пулемете времен первой мировой войны. То укажет MG.08. Если о пулемете будет писать англичанин, то он укажет «Виккерс» и только русские будут спорить как правильно писать «максим» или «Максима», а потом ещё заспорят нужно ли трехлинейную винтовку называть не винтовкой Мосина, а Мосина-Нагана.

Ведь называют пулеметы «максим» в Германии MG.08, а в Англии «Виккерсом» и никого от этого не корёжит.

У нас же, если речь, если в изделии есть хоть одна заимствованная вещь, то сразу ставится диагноз: «русская копия». Если, например заходит о школьной парте, то непременно изобретателем её называется швейцарский немец Фридрих Гульдрейх Эрисман, женатый на русской и некоторое время живший в России.



Впрочем, и до него некие школьные гигиенические столы, призванные сберечь осанку школьников их сохранить их зрение, существовали.

Именно Эрисману приписывают гигиенические расчеты. Считается, что Эрисман использовал для своей разработки концепцию швейцарца Фарнера, но, не просто наклонил столешницу, но также сделал расчеты: вывел оптимальные расстояния между частями парты, а также вписал в эту среду человеческое тело.



В современных школах этому вообще значения не придают, даже если функциональная возможность у стола принять наклонный вид - имеется.

Вот, например класс технологий в Первоуральске запущенный по инновационной программе «Уральская инженерная школа», инициатором которой был губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.



Скриншот ОТВ. Обратите внимание как склонились школьники за столом справа - он явно им не по росту. А это образцовый учебный класс!

Однако ученики советских школ, в том числе и автор этих строк, учился не за партой Эрисмана, а за партой Петра Феоктистовича Короткова. Вот как это описывается на сайте уральского села Бруснятское Белоярского района:

«11 октября 1880 года в Бруснятскую школу Белоярской волости взяли нового учителя - Петра Короткова. Это решение местные власти приняли на свой страх и риск, поскольку Коротков носил статус политического поднадзорного. Он был членом экстремистской партии революционеров «Земля и Воля» - и был определён на поселение в селе Бруснятском как политический ссыльный ещё в 1877 году».

Назвать организацию «Земля и воля» «экстремистской организацией» - это, конечно, ход сильный. Например, требование отдать землю крестьянам, как того требовала «Земля и воля» с современной точки зрения, возможно, страшный экстремизм и сейчас такого человека точно бы до работы в системе образования не допустили.

Но в царское время местами скрепы были не так сильны, а учителей не хватало и «экстремист» получил место.

Работая учителем в Бруснятском начальном училище (так тогда назывались начальные школы), Пётр Коротков придумал специальную гигиеническую парту. Возможно создавал он новую парту на основе парты Эрисмана. Но мы уже знаем, что если в пулемете Максима поменять одну шестеренку, то он становится Виккерсом, если внести в пару серьезные изменения, то она все равно останется партой Эрисмана, а не Короткова.



Ученики Елецкой гимназии. Парты Эрисмана мало походили на советские.

Тем не менее, 27 июля 1887 года, Коротков представил свою конструкцию школьной парты в Екатеринбурге, на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. За что получил серебряную медаль выставки и диплом об изобретении.



А вот это уже парты Короткова



А это парты Короткова в советской школе. Фото: life.ru

Любопытно, что газета «Екатеринбургская неделя» выпустившая специальное приложение по итогам этой выставки долго подробно описывала спонсоров меценатов, всех отметившихся начальников, а изобретателя, который создал вариант парты, просуществовавший и успешно использовавшийся десятки лет за которой готовились лучшие кадры советской науки, результатами которой Россия пользуется до сих пор, упомянула одной строкой. Вот она…



Именно парта Петра Короткова стала основной в школах Советского Союза. Удачность её конструкции была подтверждена в том числе и специалистами-медиками. Эта та самая парта с наклонной поверхностью, часть которой откидывалась вверх, когда ученик вставал. Эту парту, несомненно, помнят все жители нашей страны, кто учился в те времена.



В 1895 году из-за реорганизации школы (её из земской передали в церковно-приходскую) Коротков переехал жить и работать в Кунгурскую земскую школу, где трудился до 26 января 1907 года, до самой своей смерти. Как писал белоярский краевед Аркадий Коровин, даже могилы от Короткова не осталось. Хотя, по большому счёту, ему и его изобретению стоило бы поставить памятник.

Впрочем, думается, что в нынешние времена, в отличие от царских, Коротков со своим «экстремизмом» ни в школу, ни на выставку бы не попал.

Такой мне эта история видится.

Пусть уральские горы и небольшие, но видно с них далеко!

Поскольку не все мои записи проходят цензуру дзен больше истории Урала на сайте PERVO.INFO

краеведение, образование, история

Previous post Next post
Up
[]