Повозки к пушке Лендера обр. 1914/15 (8К)

Oct 26, 2021 11:29





Орудийный расчет 76,2-мм зенитной пушки обр. 1914/15 (8-К) бронепоезда № 5 «Железняков» под командованием старшины 1-й статьи Василия Дмитриевича Дробины (1920 г.р.)./https://waralbum.ru/

76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов (3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского-Лендера, также 8-К) Красной армии досталась в наследство от армии царской.

Но если в годы первой мировой войны и возможности самолетов, и их количество были относительно не велики, то к началу 30-х ситуация изменилась: самолетов стало много, они летали выше, а главное быстрее. Поэтому, как пишут в энциклопедиях, пушка обр. 1914/15 (8К) уже к середине 20-х годов XX века «морально устарела».



Для читателей ранее не интересовавшихся зенитной артиллерией поясню: устаревание этой пушки заключалось, главным образом, в недостаточной баллистике: дальности стрельбы и досягаемости по высоте. Самолеты поддержки наземных войск во второй мировой войне, как правило бомбили противника с небольших высот. И пушка обр. 1914/15 (8К) легко могла сбить любой. Теоретически. Практически же, из-за слабой баллистики за время пролета вражеского самолета, она успевала сделать один-два выстрела, что не позволяло выставить надежный заслон и не дать противнику отбомбиться.



Смысл простой: чем дальше стреляет зенитная пушка и чем медленней летит самолет противника, тем больше выстрелов может сделать орудие.

Однако производство орудий уже было налажено и серийный выпуск зенитной пушки образца обр. 1914/15 (8К) продолжался.

В царской армии зенитных пушек было не много и из США царским правительством для них закупались тяжелые грузовики. Поэтому зенитки ставили в кузовах автомобилей. Красной армии такой вариант не подходил - для зенитки разработали специальную повозку ЗУ-25.



ЗУ-25 с пушкой обр. 1914/15 (8К) в походном положении

Повозку должен был таскать гусеничный трактор, потому что вместе с пушкой обр. 1914/15 (8К) она весила 5400 кг. Переход из походного положения в боевое 4-8 минут.



ЗУ-25 с пушкой обр. 1915/28 г. (9К) в боевом положении

Однако царское правительство не имело серийного производства тракторов, следовательно, не имел его поначалу и СССР. Поэтому часть зениток приходилось перемещать конной тягой. Повозка ЗУ-25 для этого была слишком тяжела.

Для конной тяги разработали новую повозку ЗУ-26, которую можно было транспортировать как восьмеркой лошадьми, так и механической тягой. Вес повозки с пушкой в походном положении составлял 3550 кг. Переход из походного положения в боевое - 5-8 минут.



Пушка обр. 1914/15 (8К) на повозке ЗУ-26 в боевом положении



В конце 20-х годов пушку обр. 1914/15 (8К) все же решили модернизировать путем увеличения длины ствола. Изначально длина ствола была 30 клб, её сделали длиной 48,5 клб и приняли под названием 76-мм зенитная пушка обр. 1915/28 г. (9К). Кроме того, увеличили снарядную камору для увеличения заряда.

Балансировка пушки изменилась, и повозка ЗУ-25 при выстрелах могла опрокинуться. В связи с этим пришлось доработать повозку ЗУ-25, установив дополнительные крепления. А чуть позже разработали новую повозку ЗУ-29.



Пушка обр. 1915/28 г. (9К) на повозке ЗУ-29 в боевом положении

Переход из походного положения в боевое у этой установки занимал от 3 до 5 минут, в зависимости от выучки орудийного расчета.

В литературе иногда встречается мнение, будто ЗУ-29 разработали для замены ЗУ-25 с целью её облегчения. Однако в действительности повозка с пушкой полегчали незначительно: с пушкой обр. 1914/15 г. ЗУ-29 весила 5370 кг, что всего на 30 кг меньше, чем ЗУ-25 с тем же орудием.

Поскольку пушек обр. 1915/28 г. (9К) было выпущено не много т.к. уже готовилась к серийному производству закупленная в Германии копия 7,5 cm Flak L/59, принятая в Красной армии под названием 76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К), имевшая баллистику лучше, чем пушка обр. 1915/28 г. (9К), новые повозки ЗУ-29 использовались и под старые пушки обр. 1914/15 г. с длиной ствола 30 клб.

Все указанные пушки и повозки использовались активно в начале войны, а на второстепенных направлениях применялись и позже.

Пушки обр. 1914/15 (8К) и обр. 1915/28 г. (9К) на тумбах устанавливались так же на кораблях, в том числе, на бронекатерах и на бронепоездах.

Часть пушек ставили и как в царской армии - в кузов автомобиля.



Ещё одним распространённым способом установки пушек обр. 1914/15 (8К) и обр. 1915/28 г. (9К) была полустационарная платформа ЗУ-27. Эта платформа состояла их 8 деревянных брусов (в 2 ряда), 2-х чугунных плит и болтов. Вес ее без пушки 3500 кг.



Пушка пушек обр. 1914/15 (8К) на платформе ЗУ-27

Для стрельбы платформа устанавливалась в специально вырытом котловане. На дно укладывалась нижняя чугунная плита, затем деревянные брусья. Все сооружение скреплялось болтами и засыпалось землей до уровня верхней чугунной плиты. На ней болтами крепилась тумба пушки.

Время перехода из походного положения в боевое у ЗУ-27 при мягком грунте около 4 часов, а при твердом 5 часов.

РККА, военное дело, Вторая мировая война, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up