После февраля 1917 года к власти в России пришло либеральное, демократическое Временное правительство. И начался упадок русской православной церкви. Однако богоборческой властью попы объявили не её, а власть советскую. Именно она нанесла сильнейший удар по финансам РПЦ и именно поэтому была проклята.
«… уже после Февральской революции положение РПЦ изменилось коренным образом, - пишут историки Дмитрий Бахарев и Елена Главацкая. - Согласно постановлениям Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и «О свободе совести», русское православие утратило положение официального государственного вероисповедания, превратившись в рядовую конфессию.
Уже в это время на Урале было отмечено ухудшение финансового обеспечения причта, фиксировались случаи захвата церковных земель и изгнания мирянами неугодных клириков. При этом многие клирики приветствовали революцию, считая, что она поспособствует внутренним преобразованиям в самой церкви и оживлению духовной жизни в стране. Эти взгляды в полной мере были выражены на съездах уральского духовенства весной-летом 1917 г».
Но главные «богоборческие» акты РПЦ ждали впереди. Их приняли именно большевики. Как пишут Дмитрий Бахарев и Елена Главацкая важнейшими шагами в деле борьбы с церковью стали декреты ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «О расторжении брака» и «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Надо отметить, что церковные метрики уже к началу XX века были дичайшим анахронизмом: так, регистрация обрядов жизненного цикла была изъята из ведения религиозных конфессий во Франции с 1791 г., Греции - с 1856 г., Голландии, Бельгии и Румынии - с 1864 г., Италии - с 1865 г., Испании - с 1870 г., Швейцарии - с 1874 г., Германии - с 1875 г., Венгрии - с 1894 г.
Заметьте, даже в отсталых православных странах Румынии и Греции!
Что касается отделения сферы образования от религиозных организаций, то в странах континентальной Европы этот процесс протекал весь XIX в., к концу которого, например, во Франции и Германии религиозные организации практически полностью были отстранены от сферы школьного образования.
В России отделение образования от церкви было заторможено, как отмечают Бахарев и Главацкая, благодаря личному благоволению Николая II.
Не исключено, что именно поэтому он теперь «святой страстотерпец».
После прихода к власти большевиков бюджетное финансирование РПЦ прекратилось - это стало главным богоборческим актом советской власти!
Ну и в качестве иллюстрации церковного образования приведу высказывания великого уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, который в 1866 - 1868 году учился в Екатеринбургском духовном училище и его отец тоже учился там:
«Отец всегда страшно волновался, когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса».
Ну, а более подробно о жизни и нравах духовного училища Екатеринбурга можно почитать в очерке Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Сорочья похлебка».