"Страх" А. Афиногенова

Jan 21, 2021 18:23





В январе 1934 года в Первоуральском рабочем театре состоялась премьера пьесы А. Афиногенова «Страх».

Краткое содержание пьесы отсюда.

Главная проблема пьесы - судьбы старой и новой интеллигенции в Советской России. Её герои - сотрудники Института физиологических стимулов. Институт занимается проблемой формирования нового человека (идея, по тем временам, весьма популярная: достаточно вспомнить изучавший природу гениальности московский Институт мозга, в котором собирали, консервировали и препарировали мозги великих усопших - от Ленина до Маяковского).



В Институте идёт нешуточная борьба между профессурой старой школы и молодыми выдвиженцами - аспирантами и ассистентами, присланными в науку по партийной разнарядке. Выдвиженцы пишут с ошибками, плохо знакомы с изучаемым предметом, но их ведёт вперёд классовое чутьё. Они знают, что такое «волк в овечьей шкуре»: когда дочь одного из преподавателей Института хочет устроиться на завод, чтобы физическим трудом перековать себя из «социально чуждого» в «социально близкого», они указывают на недостаточность этих усилий.

«Перерождение человека - не ремонт трактора, говорит выдвиженка, которая в конце концов и возглавит Институт. - Дворянин, стоящий у станка, ещё не пролетарий».

Местом генерального сражения сил добра и зла в Институте становится Лаборатория людского поведения. Используя собранные Лабораторией данные, глава консерваторов профессор Бобров делает доклад, в котором утверждает, что поведение большинства советских людей определяет страх.

Он говорит:

«Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток. Партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник -обвинений в идеализме, работник техники -обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха. Страх заставляет талантливых интеллигентов отрекаться от матерей, подделывать социальное происхождение, пролезать на высокие посты: ведь на высоком месте не так страшна опасность разоблачения.

Страх ходит за человеком. Человек становится недоверчивым, замкнутым, недобросовестным, неряшливым и беспринципным. Никто ничего не делает без окрика, без занесения на чёрную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места, - его мускулы оцепенели, он покорно ждёт, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики.

Можно ли после этого работать творчески? Разумеется, нет. Уничтожьте страх, уничтожьте всё, что рождает страх, и вы увидите, какой богатой творческой жизнью расцветёт страна!»

Конечно же, заблудшему профессору дадут достойный отпор.

Конечно же, выяснится, что его подтолкнули к неверным выводам и им манипулировали контрреволюционные элементы из-за границы. 

краеведение, Первоуральск, культура

Previous post Next post
Up