"Я Вам скажу, милостивые государи, что господин Баранов есть весьма оригинальное и при том счастливое произведение природы. Имя его громко по всему западному берегу до самой Калифорнии. Бостонцы почитают его и уважают, а американские народы, боясь его, из самых дальних мест предлагают ему свою дружбу. Потеря сего человека для здешнего края есть потеря не для Компании, но для всего Отечества, который честь свою выше жизни ставит".
Так отзывался о главном правителе Русской Америки Александре Баранове камергер двора Николай Резанов, побыв в Новоархангельск (теперь это город Ситка) в 1805 году.
На днях городской совет Ситки решил демонтировать памятник Александру Баранову, установленный в центре города в конце 1980-х годов. Причина - монумент не нравится активистам, представляющим коренной народ тлинкитов. Их недовольство понятно - Баранову и его людям неоднократно приходилось защищаться от воинственных тлинкитов (колошей), которые нападали на русских американцев.
Колошский вождь
Воспетая в сотнях книг и фильмов война индейцев и белых у русских авторов никогда особого интереса не вызывала. В действительности Русско-американскую компанию (РАК) интересовали не колоши и их острова, а каланы (морские бобры) и их шкуры.
Хищническое истребление каланов в итоге стало главной предпосылкой бессмысленности существования РАК и последующей продажи русской Америки.
Колошский воин в боевом облачении
Как и на восточном побережье Северной Америки где гуроны и ирокезы самоистреблялись в войнах англичан и французов, так и в русской Америке индейцы - колоши служили инструментом англичан против русской торговли.
Колоши в лодке
Директора РАК сообщали А. А. Баранову в своём письме от 29 апреля 1805 г., что они "узнали по некоторым известиям, что прямая причина разорения крепости и гибели людей была недоброжелательное подстрекание к диким того английского судна, которое было в то время там, и на котором пленные доставлены к Вам…"
О роли англо-американцев русско-индейских войнах историки по сей день спорят. По данным Википедии во всех сражениях погибло примерно 45 русских.
Похороны знатного колоша
25 октября 1989 года в центре Ситка был установлен памятник А. Баранову, дар городу от частных лиц Ллойда и Барбары Хеймс, это вызвало протесты ряда активистов коренных народов. Перед установкой неизвестные отрезали ему нос, позднее восстановленный.
Осенью 2004 года на территории Национального исторического парка Ситки была проведена официальная церемония примирения между кланом киксади и Россией (перемирие 1805 года, заключённое между Катлианом и Барановым без соблюдения тонкостей «индейского протокола», тлинкитами не признавалось).
Сцена шаманского камлания у колошей
В церемонии, согласно требованию клана киксади и благодаря сотрудничеству Службы национальных парков, Библиотеки Конгресса, российских историков и Культурного центра индейцев Юго-Востока Аляски, принимала участие проживающая в Москве И. О. Афросина - прямой потомок главного правителя колоний Баранова. Официальная церемония примирения проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлиана, установленным в 1999 году. Под историей давней вражды была подведена, казалось бы, последняя черта.
Боевые шлемы колошей
Но колоши не были бы американцами если бы не заготовили новую подлость: накануне городской совет Ситки в штате Аляска принял резолюцию о переносе памятника Баранову убрать в музей. Только один из семи членов горсовета только один высказался против демонтажа.
Справедливости ради, нужно отметить, что в России хватает и своих «колошей»: