Великая депрессия: уральский НЭП

May 15, 2020 10:47

Капитализм подвержен периодическим кризисам. И эти экономические кризисы в мире всегда сопровождались войнами и эпидемиями. Поэтому нынешняя пандемия и финансовый кризис, наслоившиеся друг на друга, побуждают взглянуть на то, как это происходило в истории.
Одним из самых крупных кризисов в новейшей истории произошел в октябре 1929 года в США. Долгие годы считалось, что СССР, находившийся в международной изоляции и имевший плановую экономику, «великой депрессии» не заметил.
Однако в этом можно усомниться, учитывая, что как раз на этот период в СССР пришлось сворачивание НЭПа. Официально политика НЭП завершилась в 1931 году.



Тут стоит заметить ещё одно: в общественном мнении глубоко укоренилось убеждение, что Советская Россия с момента своего возникновения была социалистическим государством и в плане экономики.
На самом деле, Советская Россия времен НЭПа во многом напоминала современный Китай. Не был исключением и Уральский регион.
Примеров того, как стремительно обогащались коммерсанты (в терминах того времени нэпманы), масса. М.А. Хазиева в статье «Частное предпринимательство на Урале в эпоху НЭПа» перечисляет некоторые из них:

«…с началом нэпа отправились в независимое плаванье и организовали частный бизнес проживавшие в Уфе братья Сергей и Николай Слободские. Через некоторое время основанное с нуля дело перешло в единоличное владение Сергея Слободского. Работая «исключительно на кредитах» и имея на 25 августа 1924 г. собственных «денежных средств» 309 р., Сергей Слободский, удачно сбывая галантерейные товары, сумел ко второй половине 1925 г. довести товарооборот фирмы до 24 тыс. р».

Однако преуспевали не только новые нэпманы. Жирели и купцы со стажем.

«Быстро сумел сориентироваться в новых экономических условиях Савельев Степан Федорович, владевший до октября 1917 г. в Уфе «несколькими домами, банями, имевший в центре города магазин готового платья, мануфактуры и обуви».

Хопянов Наум Аронович открыл в Уфе фирму по производству крема для обуви, синьки, чернил и штемпельной краски и к апрелю 1927 г. имел годовой оборот до 10 тыс. р.
Рассказы представителей белой эмиграции о том, что они вели подрывную деятельность и вербовались в иностранные спецслужбы для деятельности против советского государства из-за того, что хотели «рыночной экономики», а в СССР это было невозможно, опровергает пример нэпмана С. Л. Стурковича. Как пишет М.А. Хазиева в 1922 году в Свердловске С. Л. Стуркович получил в аренду завод, который ранее принадлежал его семье, но был национализирована.

К 1926 году Стуркович окреп и забогател. На продукцию его завода (мельничные жернова, масляно-каменные круги, точильные бруски, наждак, графит и магнезит) был хороший спрос.
Непотопляемым долгожителем среди уфимских частников оказался некто Курамшин Искандер Исмаилович. Его предприятие изготавливало чаны, бочки разной ёмкости. Курамшин ловко уходил от налогов и его декларируемый годовой оборот не превышал 40 тыс.р.

И это явно не весь список советских толстосумов периода НЭПа. Немалый бизнес на Урале в период НЭПа вел и американский капитал.



Как считают исследователи на советском Урале Арманд Хаммер сказочно обогатился…

Так американский предприниматель А. Хаммер, извлекал прибыль на алапаевских асбестовых предприятиях, американское АО «Лена Голфилд Лимитед» вело активную деятельность в Ревде, Бисерти, Сысерти, Егоршино и Дегтярске.

В последнем, кстати, недавно активисты пытались установить памятную табличку бывшему американскому президенту Р. Никсону, где, якобы, работали его родители, и где он, якобы, жил в детстве.



Президент США Р. Никсон в Дегтярске в 1959 году/Фото:LIFE

Кроме этого, действовали на Урале: «Русско-австрийское торгово-промышленное акционерное общество», «Русско-английское сырьевое общество» и др. концессии.
Первоначально, как известно, предполагалось, что социалистические формы вытеснят формы капиталистические эволюционным путем. И такие надежды имели под собой основания: так на Урале 1926 году треть всей сельхозпродукции давали коллективные хозяйства. Это в период НЭПа, когда насильно никто ещё никого в колхозы не загонял.

Но случился мировой экономический кризис. Сейчас, повторю, принято отрицать факт сворачивания НЭПа и начала коллективизации и индустриализации с мировым экономическим кризисов.

Весь мир переходил к командной экономике из-за «великой депрессии» и только СССР, дескать, делал тоже самое, в то же время по велению партии.

(Продолжение следует…)

краеведение, Урал, исторические очерки, социализм

Previous post Next post
Up