Завтра был праздник. День свободы

Mar 09, 2017 14:29




О том, что самодержавие рухнуло на Урале узнали ещё до отречения самодержца. Уже 28 (13 марта)  февраля в Екатеринбурге было получено телеграфное сообщение о том, что Дума берет власть в свои руки.

Сразу в городах начались праздничные шествия и митинги. Свержению помазанника божия праздновала и местная буржуазия, и духовенство, и интеллигенция и рабочие…


На Урале весной 1917 года размещались около 250 тысяч военнослужащих. Офицерский состав уральских гарнизонов активно включился в процесс революционных преобразований. В Кургане, где старые власти некоторое время скрывали  информацию  о  событиях  в  Петрограде,  именно  офицеры  34-го  Сибирского запасного стрелкового полка, избрав на нелегальном собрании Временный исполнительный  военный  комитет,  5  марта  осуществили  революционный  переворот, опираясь  на  солдат,  взяли  под  свой  контроль  телефонную  станцию,  телеграф  и другие важные объекты города, трое офицеров вошли в созданный в тот же день комитет общественной безопасности.

В большинстве городов региона инициаторами  и  проводниками  идеи  революционных  преобразований  выступили  деятели городских дум и земского самоуправления, однако без поддержки гарнизона они не могли реализовать свои планы.

Реальных попыток сохранить царскую власть со стороны русского офицерства не наблюдалось.

Наоборот!

В небольших заводских поселениях, где рабочие проявляли полную пассивность к происходившим в стране событиям, офицеры, призванные из запаса, оказывались единственно пригодными к осуществлению управленческих функций в силу своей сплоченности, образования и опыта работы в структурах местной власти.

Интересно, что до революции жандармы в своих докладах правильно называли наиболее уязвимые с точки зрения «революционных брожений» категории населения. На первом месте шла армия!

Она была самой ненадёжной.

Далее следовали рабочие и крестьянские организации, сельская администрация (старшины, писари), работники системы образования, студенчество и, почему-то, воздухоплаватели…

Совсем не беспокоилась охранка по поводу революционного движения в среде духовенства и в духовных учебных заведениях (Сталин и Микоян в молодости были семинаристами). Просто потому что за духовенством должна была надзирать не охранка, а Синод.

Бузили и екатеринбургские семинаристы.

Но случилась какая-то мутная история: 13 февраля пьяными матросами Северного революционного отряда (вероятно анархистами), проходившего через Екатеринбург, был зверски убит воспитанник Екатеринбургской Духовной Семинарии Семен Коровин. Причем был убит, как показало следствие, из хулиганских побуждений.

После этого местные семинаристы к революции несколько охладели. В отличие от церковного начальства - революционные церкви на Урале тоже украсились кумачом!

Вообще-то Пасха традиционно всегда была «окрашена» в красный цвет. В праздничных песнопениях она выступает как «Пасха красная». В дни празднования Пасхи внутреннее убранство православной церкви всегда украшалось красным цветом. Великие врата, аналой покрывались красными покрывалами. Но в те, революционные дни, красная Пасха приобрела иной смысл!

Уральские газеты писали, что революция была встречена населением «с неописуемым восхищением и ликованием», «радостная весть быстро неслась по городу». Центральными символами этих дней стали «свобода», «народ», «единение». Позже падение самодержавия называли «падением самодержавной вековой Бастилии», «мрачного капища произвола, насилия и глумления» над «угнетенной Россией».

Желающих спасать власть святого страстотерпца в те дни не было. Наоборот повсюду о старой

власти как о врагах свободы и России, «романовской шайке разбойников», предателях, которые «в тайне от народа помогали немцам, давали им хлеб, а свой народ… морили». Бывшего российского монарха часто наделяли инфернальными признаками, представляли его в образе вампира, выпившего «ужасно много человеческой крови». Негативное восприятие царской власти получило свое проявление и в презрительном именовании бывшего императора Николашкой, Николкой…

Это говорили и писали не большевики!!!

10 марта было объявлено  «праздником свободы» и «красным днем календаря» «по случаю свержения монархии в России».

В «празднике Свободы» участвовало и многочисленное екатеринбургское духовенство. Свержение «Николашки» церковные иерархи праздновали, двигаясь на демонстрациях крестным ходом.  Звонили колокола всех церквей. Среди икон, хоругвей и красных флагов встречались лозунги «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует демократическая республика!», «Земля и воля» и другие, созвучные им…

В Екатеринбурге по случаю свержения святого страстотерпца церковная служба проходила  на площади у кафедрального собора.

Праздник просуществовал не долго, как и власть буржуазного временного правительства.


краеведение, Урал, революция, праздник

Previous post Next post
Up