Мара Константиновна Олив, богатая помещица и меценатка.
Её портрет в свое время был написан Серовым. Художник и историк искусства Игорь Грабарь вообще считал этот портрет одним из лучших портретов Валентина Серова . Трудно с ним не согласиться. Такое ощущение, что Серов остановил на мгновенье куда-то стремительно направляющуюся Мару.
В. Серов. Портрет М.К. Олив. 1895.
В то время Мара Олив была замужем за племянником Саввы Ивановича Мамонтова и довольно часто посещала т.н. "кружок по интересам" в Абрамцево, ставшее в то время центром художественной жизни России. Михаиль Врубель не замедлил в неё тут же влюбиться и даже предавался матримониальным мечтам. Вот как он её описывает в одном из своих писем:
Она только темная шатенка с карими глазами; но и волосы, и глаза кажутся черными-черными, рядом с матово-бледным, чистым, как бы точеным лицом. Она небольшого роста... носик очень изящной работы, с горбинкой, напоминает лисичку. Все впечатление овального личика с маленьким подбородком и слегка приподнятыми внешними углами глаз напоминает тонкую загадочность не без злинки - сфинксов. Но я несколько раз видел, как эти глаза смотрели просто-просто и мягко, как у телушки.
А ведь точно, лисичка, самая настоящая лисичка). Хотя знакомые дамы Мары Константиновны были более прямолинейны в описании, считая её очень неинтересной по внешности - высокого роста, очень худая, плоская шатенка, с зелено-желтыми глазами. Нижняя часть лица напоминала крысу, которая что-то вынюхивает. Но в то же время Мара обладала умом и особым обаянием:
Одевалась она шикарно, с огромным вкусом, была в высшей степени аккуратна и чистоплотна. Много внимания уделяла уходу за собой. Несмотря на такую внешность, Мария Константиновна как-то чарующе действовала на человека, с которым она говорила. Она умела говорить с плотником так, что он ее понимал, интересовался говорить с нею, центр внимания занимала она и в беседах в высшем обществе. На вечеринках, когда собирались знакомые и друзья - внимание всех было сосредоточено на Марии Константиновне. Она очень образована, развита всесторонне, объездила всю Европу, много путешествовала, в совершенстве владеет французским, немецким и английским языками..."
Оно и понятно, светские дамы - это вам не влюбленный Врубель. Но тем не менее, у Врубеля с Марой не срослось, уж не знаю точно по чьей вине или просто не судьба. И Мару Константиновну в следующий раз мы видим на полотне И.Е. Репина.
В эту пору она уже замужем за Ф.Д. Свербеевым (российский военно-морской и общественный деятель, действительный статский советник, в будущем участник Белого движения). Их сын Николай родился в 1904 году. Несмотря на прибавившуюся солидность, все тот же лукавый взгляд и хитрая улыбка - ухмылка.
И. Репин. Портрет М.К.Олив. 1906
Холст, масло. 90 x 72 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств
А дальше было вот что. В 1913 г. на балу, данном московским дворянством в честь 300-летия дома Романовых, с Марой Константиновной знакомится генерал от кавалерии Иван Георгиевич Эрдели (1870-1939). Их роман длился шесть лет. Находясь в разлуке с предметом своей страсти, он практически ежедневно находил время, чтобы делать записи в дневник, который предназначался Маре для чтения и пересылался ей с оказией. Он писал: "Как бы я хотел, чтобы… ты мною гордилась, хвалила меня. Ты мой самый строгий судья…".
Один из создателей Добровольческой армии, генерал Эрдели в марте 1920 г. отступает из Владикавказа в Грузию. Затем эвакуация в Крым. Исход из Крыма. В эмиграции живет в Париже с законной женой и детьми. Жизнь в Париже того времени настолько мемуарно-типична, что нам иногда кажется дурным заезженным штампом. Но ведь так оно и было на самом деле. Будучи музыкально одаренным, генерал Эрдели некоторое время служил аккомпаниатором в ресторане. Потом он купил автомобиль и стал водителем такси. К слову вспомнить, что и Михаил Сергеевич Олив, муж первой героини этого сообщения, тоже был парижским таксистом.
Мара же эмигрировала во Францию вместе с семьей своей сестры. Они жили в пригороде Парижа на достаточные средства. К тому же времени и относится еще один её портрет, теперь уже кисти Малявина.
Малявин
«Портрет М.К.Олив»
1922
Холст, масло 58 x 75
Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Саратов
Эта женщина определенно не меняется ни при каких обстоятельствах! )). Мара Олив была далека от стандартов красоты всех времен. Но возможно именно это, дополненное природным умом, помогло ей превратиться в магнетическую женщину, чары которой действовали не только на блестящего генерала Эрдели.
Живя рядом, Мара и Эрдели, по-видимому, не встречались. Мара Константиновна пережила всех и умерла в 1963 году в возрасте 93 лет.
Опубликовано 1st November 2012 пользователем Frau Schmied
http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/serov-valentin-aleksandrovich-portret-m-k-oliv/ http://kovalaris.blogspot.ru/2012/11/blog-post.html Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru