Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян - главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.
Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.
Автопортрет
Малявин Филипп Андреевич родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.
Автопортрет на фоне икон, 1930
Холст, масло. 80 x 70 см
Частное собрание
В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ.
Портрет скульптора В. А. Беклемишева
После реформы АХ в 1894 г. Малявин стал учеником И. Е. Репина.
Портрет И.Е. Репина. Набросок.
«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной»
1895
Холст, масло 106,5 x 72
Государственная Третьяковская галерея
Москва
*****
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru