Оригинал взят у
galik_123 в
Дневник Константина СомоваНовость из мира искусства
Вышла в свет одна из книжных сенсаций этого лета - дневники Константина Сомова (1869-1939), русского художника Серебряного века, участника объединения "Мир искусства":
Сомов К.А. Дневник. 1917-1923 / вступ. статья, подгот. текста, коммент. П.С. Голубева. - М.: Издательство Дмитрий Сечин, 2017.
Презентация книги прошла 30 июня в Санкт-Петербурге, а 11 июля в Москве в Электротеатре "Станиславский".
Константин Сомов. Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Частный архив
В книгу вошли записи с 25 октября 1917-го и до дня, когда Сомов в 1923 году покинул Петроград, а затем и Россию. Кроме того, книга содержит подробнейшие комментарии.
Публикация сомовского архива уже предпринималась. Почти 40 лет назад, в конце 1970-х, вышел сборник его писем и дневников. Нынешняя книга существенно превосходит по объему прежнюю публикацию, скоро выйдут и остальные тома.
Константин Сомов за чтением в своей петербургской квартире на Екатерингофском проспекте, 97. Частный архив
Константин Сомов родился в семье петербургской интеллигенции: его отец Андрей Иванович был историком искусства, хранителем Эрмитажа и редактором "Вестника изящных искусств". Старший брат Александр служил в Министерстве финансов, но всерьёз увлекался литературой, а младшая сестра Анна занималась женскими аксессуарами, в том числе по эскизам брата.
Константин Сомов. Дама в голубом. Портрет художницы Е.М.Мартыновой, 1897-1900. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Спустя год после поездки с родителями в Париж в 1878 году Константина определили в гимназию Карла Мая, одну из лучших школ Петербурга. В той же школе одновременно с Сомовым учились будущий создатель "Мира искусства" Александр Бенуа, художник Николай Рерих, организатор музыкальных вечеров и администратор "Русских сезонов" Дягилева Вальтер Нувель и литературный критик Дмитрий Философов. Не справившись с математикой, Сомов ушёл в Академию художеств. Там он занимался в классе Ильи Репина.
Спящая женщина в синем платье. 1903
В 1892 году Сомов присоединился к группе мирискуссиков. В 1897-м он покинул Академию художеств после студенческих протестов, а затем отправился в Париж, где на тот момент жили и Евгений Лансере и Лев Бакст, а также супруги Бенуа.
Константин Сомов. Арлекин и смерть, 1907. Государственная Третьяковская галерея
Большинство ранних работ Сомов уничтожил, поэтому период его творчества до 1897 года мало изучен. После совершенствования в частной школе Коларосси Сомов в 1899-м вернулся в Петербург. К этому времени объединение "Мир искусства" достигло особого влияния.
Константин Сомов. Спящая молодая женщина, 1909. Бумага на ткани, гуашь, акварель. Государственная Третьяковская галерея
В 1898 году в Петербурге прошла Выставка финских и русских художников, а спустя год её показали в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Это была первая выставка "Мира искусства". Кроме того, она стала и первой большой выставкой работ Сомова.
Константин Сомов. Спящая молодая женщина в парке, 1922. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Начиная с 1901 года Сомов выставлялся и в Европе. Большую часть его работ приобрёл издатель и галерист Пауль Кассирер. Кроме того, Сомов получал и заказы на оформление литературных произведений. Ко второй половине 1900-х - началу 1910-х годов Сомов обратился к портретной живописи.
Маскарад, 1925
В 1925-м он снова отправился во Францию, а в 1928 году окончательно переехал в Париж, где оставался до смерти в 1939 году. К концу 1920-х Сомов неоднократно выставлялся за пределами России, и его положение в Париже вполне можно было назвать благополучным.
Праздник в окрестностях Венеции. 1930