Зарянко Сергей Константинович
С. К. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850 г. о портрете скульптора Ф. П. Толстого.
«Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств»
Ок. 1850.
Холст, масло 135 x 103
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Присущее Зарянке особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова.
«Портрет А.Г.Венецианова»
Холст, масло 31,5 x 24,5
Ивановский областной художественный музей
Иваново
«Портрет М.И.Аврориной»
1845
Холст, масло 101 х 82 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Занимаясь в середине 1830-х гг. в Петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и числясь ее посторонним учеником, Зарянко в то же время продолжал пользоваться советами Венецианова. Метод воспитания художников, характерный для школы Венецианова, сказался и в том, что Зарянко не сразу обратился к портретной живописи. Ей предшествовали изображения интерьеров.
Интерьеры Зимнего дворца. Зал Петра Великого (Малый тронный)
Интерьеры Зимнего дворца. Фельдмаршальский зал.1836
Интерьеры Зимнего дворца. Фельдмаршальский зал
Дворцовая амфилада. Не позднее 1837
Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал "Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-41).
«Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников»
1840-41.
Холст, масло
Государственный Русский музей
В 1843 г. на очередной академической выставке появился "Внутренний вид Петропавловской церкви". Тогда же художник написал значительный по размерам "Вид внутренности Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари.
«Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге»
1843
Холст, масло 147 х 117
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
После завершения картины Зарянко "был почти слеп от годового слишком многосложного труда", который все же не пропал даром и принес ему звание академика.
Интерьеры художник будет писать и в 1850-е гг., хотя основное место в его творчестве займет портретная живопись.
В 1843 г. Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище.
Осенью 1846 г. художника переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 г. - Константиновский кадетский корпус).
В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты.
На академической выставке 1849 г. были выставлены два великолепных портрета его работы, генерала Ломновского
«Портрет генерала Петра Карловича Ломновского»
1849
Холст, масло
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
и портрет оперного артиста Осипа Афанасьевича Петрова, принесшие ему сразу громкую известность в публике.
«Портрет оперного артиста Осипа Афанасьевича Петрова»
1849г.
Портрет Ломновской А.К.
«Портрет Александра Сергеевича Танеева»
1853
Холст, масло 73 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Портрет Анисьи Петровны Лесниковой»
1850
Холст, масло
Государственный Русский музей
«Портрет семьи Турчаниновых»
1848
Холст, масло 121,6 х 95,4
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портрет семьи Латкиных. 1848-1849 ГРМ
В 1853 г. художнику было присвоено звание профессора. Однако, являясь замечательным мастером, признанным главой нового конкретно-натурного направления в портретной живописи, Зарянко так и не смог добиться права преподавать в АХ.
В январе 1856 г. он вынужден был согласиться принять должность инспектора и старшего профессора в МУЖВ. Среди его учеников - В. Г. Перов, В. Е. Маковский и др.
Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Свое дарование портретиста он почти исчерпал, используя в работах одни и те же приемы, заглаживая до лоска живописную поверхность холста. Все это вызывало справедливую критику, не мешавшую, однако, Зарянке напряженно работать. Умер он скоропостижно.
Девочка в голубом платье. Портрет Наталии Зарянко, дочери художника
«Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева»
1852
Холст, масло
Нижегородский художественный музей
Портрет Вани (Ивана Христофоровича) Лазарева2
«Портрет Е.Х.Абамелек-Лазаревой»
1854
Холст, масло 137,7 x 112,5 (овал)
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород
"Портрет князя Семена Давыдовича Абамелека2"
«Портрет Варвары Александровны Иордан, урожденной Пущиной»
Не ранее 1855
Холст, масло
Тверская областная картинная галерея
«Портрет княгини М.В.Воронцовой»
1851
Холст, масло 146,4 х 120,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портрет Лазаревой Екатерины Эммануиловны
Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова2
Портрет Николая Строганова
Портрет Николая Юсупова
«Портрет поэта М.Ю.Лермонтова»
Не ранее 1842
Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук
«Портрет княгини Трубецкой»
1856г.
«Портрет А.Д.Пономарева»
1855
Холст, масло 178 х 133,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Портрет цесаревича Александра Александровича»
1867
Холст, масло 84 x 75 (овал)
Государственный музей-заповедник "Царское Село"
Петергоф, Ленинградская область
«Портрет великого князя Владимира Александровича»
(1847-1909)
1867
Холст, масло
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник
«Портрет великого князя Николая Александровича (1843-1865)»
1851
Холст, масло
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко
«Женский портрет»
(Княгиня К.А.Абаза?)
1863
Холст, масло
Харьковский художественный музей
Портрет Цесаревича Николая Александровича.
Портрет великого князя наследника цесаревича Николая Александровича в казачьем мундире
«Портрет гравера профессора Федора Ивановича Иордана»
Не ранее 1855
Холст, масло
Тверская областная картинная галерея
«Портрет графини Ольги Эсперовны Шуваловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской»
1870
Холст, масло. 112 x 97 см
Государственная Третьяковская галерея
Портрет Голицыной Теофилы Петровны
Портрет дамы
Неизвестная2
Портрет Прянишникова Фёдора Ивановича
Портрет молодого человека. 1844. ГРМ
«Женская головка»
Холст, масло
Дальневосточный художественный музей
«Женский портрет»
1860-е
Холст, масло
Тюменский музей изобразительных искусств
Христос Спаситель. 1864
[url]
http://www.artsait.ru/art/z/zarynko/main.htm[/url][url]
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4212643[/url]