Оригинал взят у
abd56 в
История одной картины. «Черноморская вольница»Оригинал взят у
kykolnik в
История одной картины. «Черноморская вольница»В 1880 году, в разгар работы над картиной «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану», Репин писал: «Недаром про них Гоголь писал, всё это правда! Чертовский народ!... Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничего не подчинилось...»
Восхищённость этим народом озарила не одну картину Репина. В 1900-х он пишет картину «Черноморская вольница» (изначальное название «Запорожцы на Днепре»). Отправным сюжетом для картины послужили украинские думы о казаках на Чёрном море и об их бесконечной вражде с турками. Казаки Репина возвращаются с захваченным добром от турецких берегов. Они застигнуты сильной бурей, разметавшей все запорожские суда. Всё идет к гибели, и только чудо способно помочь спастись.
Репин Илья Ефимович (Россия, 1844-1930) «Черноморская вольница» 1906-1908
первоначальный вариант
Небольшие лодки, знаменитые «чайки», низенькие лёгкие судёнышки, собранные во флотилии позволяли запорожцам то под парусом, то на веслах подходить к турецким берегам, совершать на них набеги, захватывая добро и освобождая из неволи своих товарищей. Тяжёлые и неповоротливые турецкие суда не могли угнаться за ними, тем более, что запорожцы собирали в поход до нескольких десятков своих лодок.
Морские походы были достаточно рискованными, требовали незаурядного мужества, самоотверженности и слаженности всех участников. Вместе с тем это было чуть не повседневным делом запорожцев, отстаивавших свою независимость на море и на суше как от посягательств турок и татар, так и от панской Польши, стремившихся подчинить казаков себе.
Илья Ефимович проявил крайнюю дотошность к деталям. Так, специально для картины был найден морской запорожский малиновый флаг (стяг). А в качестве гребцов Репину позировали К.И. Чуковский, сосед садовник по прозвищу Василий «Щеголёк», «статный чернобородый красавец», художник Николай Струнников и поэт Владимир Маяковский. Сових персонажей Репин отчего-то называл «плачущими».
Репин Илья Ефимович (Россия, 1844-1930) эскиз к «Казачьей вольнице»
Репин Илья Ефимович (Россия, 1844-1930) эскиз к «Черноморской вольнице» 1906-1908
И.Е.Репин в мастерской пишет «Черноморскую вольницу»
И.Е.Репин в мастерской у картины «Черноморская вольница»
И.Е.Репин, Г.Г.Ге и его невеста в нижней мастерской «Пенатов» у картины «Черноморская вольница» 1906
Картина была показана художником на 37 передвижной выставке 1908-1909 годов. К сожалению, реакция зрителей и критиков была неоднозначной, звучали упреки в схожести с картиной Сурикова «Разин». После выставки Илья Ефимович вернул картину в свою мастерскую, и в 1910 году совершенно переписал. Её композиция переместилась настолько, что картину было трудно узнать.
Его казаки уже перестали грести, потому что художник убрал вёсла. Более того, он поставил на мачту парус, вверив таким образом своих запорожцев только воле высших сил. Всё закрутилось волчком в круговой композиции, и у героев картины не осталось более личного выбора.
В 1919 году «Черноморская вольница» была продана в Швецию. До сравнительно недавнего времени она находилась в одном из частных собраний Стокгольма, а теперь, после аукциона, попала в другие руки, и практически недоступна.
Репин Илья Ефимович (Россия, 1844-1930) «Черноморская вольница» 1910
второй вариант
Репин Илья Ефимович (Россия, 1844-1930) «Черноморская вольница» вариант