Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445-1510) - знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли. Художник получил признание благодаря тонкости и выразительности своего стиля. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами.
В 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 он вступает в гильдию св. Луки.
В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583).
В этом же году он создал Св. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.
«Св. Себастьян»
Около 1473
Дерево, темпера 195 x 75 см
Берлин. Картинная галерея
Вероятно, первоначально находилась в Санта-Мария Маджиоре во Флоренции
«Возвращение Юдифи»
1472-1473
Дерево, темпера 31 x 24 см
Флоренция. Галерея Уффици
Заказчик: Рудольфо Сиригатти, часть диптиха, ср. "Обнаружение обезглавленного Олоферна", также находящуюся в Уффици.
В 1470-1471 годах Боттичелли созданы четыре картины на тему "Поклонение волхвов", срав. Национальная галерея, Лондон и Уффици, Флоренция
Достигнув благодаря «Святому Августину» почета, Боттичелли по заказу Шелкового цеха написал для монастыря Сан-Марко «Венчание Мадонны» с хором ангелов (Флоренция, Уффици). Две знаменитые парные композиции «История Юдифи» (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (около 1470), иллюстрируют его дар повествователя, умение соединить экспрессию и действие, раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи.
Примерно в 1475 художник написал для Гаспаре ди Дзаноби «Поклонение волхвов», свой первый настоящий шедевр. Заказчик принадлежал к корпорации менял и был в близких отношениях с семейством Медичи, фактическими правителями города.
Возможно, именно Дзаноби представил художника ко двору Медичи, так что некоторые персонажи «Поклонения волхвов» считаются портретами лиц из этого семейства. 26 апреля 1478 во время заговора Франческо Пацци Джулиано Медичи был убит в городском соборе во время мессы. Его брату Лоренцо удалось спастись. По приказу Лоренцо немедленно арестовали многих из окружения Пацци и повесили их в окнах Палаццо Веккьо. В назидание возможным бунтовщикам Боттичелли было поручено нарисовать на стенах Палаццо портреты заговорщиков.
Хотя заказ и носил столь странный характер, он весьма способствовал успеху художника. С этого момента Боттичелли стал пользоваться покровительством Медичи, особенно со стороны Лоренцо Пьерфранческо, двоюродного брата Лоренцо Великолепного, который в 1476, унаследовав от отца огромное состояние, приобрел великолепную виллу в Кастелло и поручил мастеру ее украшение.
Вторая половина 70-х и 80-е - период творческого расцвета художника.
В Кастелло Боттичелли написал две самые известные свои картины: «Becна» и «Рождение Венеры»
«Весна (Primavera)»
Около 1485-1487
Дерево, темпера 203 x 314 см
Флоренция. Галерея Уффици
Точный замысел «Весны» (около 1482) Боттичелли всегда был предметом для бесконечного числа гипотез, хотя действующие лица здесь вполне опознаваемы: справа - Зефир (теплый западный ветер) преследует нимфу, богиня цветов Флора разбрасывает цветы по всей земле; слева три Грации , сплетя руки, начинают танец; Меркурий своим крылатым жезлом разгоняет облака; в центре картины - Венера и Купидон наблюдают за происходящим. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора - образ цветения и плодоношения природы, Меркурий - бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации - нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера - подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).
Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.
«Рождение Венеры»1484-1486
Флоренция, галерея Уффици
«Рождение Венеры» вместе с «Весной» и «Палладой и Кентавром» были заказаны Боттичелли Лоренцо Пьерфранческо Медичи для виллы Кастелло близ Флоренции. Все три картины - большого формата и являются новаторскими в истории живописи, поскольку впервые светская тема была исполнена с теми же достоинством и внушающим уважение масштабом, которых до этого удостаивались лишь произведения на религиозные темы.
Прекрасная, как древнегреческое мраморное изваяние и с ликом Мадонны, Венера кисти Боттичелли - символ идеальной и одухотворенной красоты. Она вышла из моря и ее на большой раковине несет к берегу дуновение Зефира и Хлои , в то время как Ора, олицетворение весны, приближается к ней, чтобы окутать покровом, расшитым цветами. Как отмечалось некоторыми исследователями, соотношение поз и жестов богини и Оры отсылает нас к иконографии крещения Христа Иоанном Крестителем и придает мифологическому сюжету символическое значение. Таким образом, Боттичелли показывает, что он близко знаком с культурной средой своей эпохи и, в частности, c неоплатонизмом, видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Дж. Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.
С одной рукой, чуть прикрывающей грудь, и другой - на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат.- скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи. Белое платье Оры - нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления,- покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви. Справа на картине - апельсиновые деревья в цвету (апельсин - символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). На картине еще один атрибут Венеры - бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса.
Хотя картина и называется традиционно «Рождение Венеры», самого рождения она не показывает. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской, образовавшейся от падения в море отсеченного Зевсом детородного органа Урана. Скорее всего, Боттичелли вдохновлялся здесь современной ему поэмой А. Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на большой раковине.
Venus detail EUR
«Минерва и Кентавр»
Около 1482-1483
Холст, темпера 207 x 148 см
Флоренция. Галерея Уффицы
«Венера и Марс»
Около 1483
Дерево, темпера 69 x 173,5 см
Лондон. Национальная галерея
Картину из мифологической «серии» Боттичелли - «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) - возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски - оса, она - геральдический символ семейства). Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве, и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Пока Марс отдыхает, маленькие сатиры играют с его оружием и доспехами,- теперь оно совершенно безопасно. Возможно, и эта картина украшала изголовье брачного ложа или украшала стенку свадебного кассоне. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса - любви и борьбы - рождается Гармония.
Фрески Сикстинской капеллы (1481-1482)
«Оформление стены»
1481-82
фреска
Систинская капелла, Ватикан
В картине Поклонение волхвов (1475-1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.
«Поклонение волхвов»
1481-1482
Дерево, темпера 70,2 x 104,2 см
Вашингтон. Национальная художественная галерея
«Портрет Симонеты Веспуччи»
Около 1476-1480
47,5 x 35 см
Дерево, темпера
Берлин. Картинная галерея
Спорная идентификация, работа выполнена в мастерской Боттичелли
В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449-1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452-1498), которым сочувствовал Боттичелли, - все это произвело переворот в его сознании.
Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
Покинутая
1495г, темпера на панели,
частная коллекция, Рим (Coll.Pallavicini), Италия
Немая тишина… Может быть, миг тому назад площадка перед закрытыми дверями была полна движения. Молодая женщина рвалась, стучалась в замкнутые ворота. Металась по ступеням. Рвала на себе одежду. Кричала. Звала кого-то. Зловещее молчание воцарилось у массивных, сложенных из циклопических глыб стен. Победило отчаяние. Наступила безысходность.
Какой страшный путь должен пройти художник, чтобы после «Весны» - гимна радости жизни - создать через семнадцать лет «Покинутую». Поистине символ краха судьбы. По своей экспрессии, композиционному строю, ритму, колориту эта картина опередила свою эпоху почти на пять веков. Думается, что картина суть отражение состояния души художника. Его переживаний и дум. Подведение неких полувековых замет. Смятение самого Боттичелли перед безысходностью собственных жизненных усилий в условиях и сложного и трагического времени…
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495-1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. 1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до н.э.
«Оплакивание Христа»
1495,
темпера на панели, 107 х 71 см,
Музей Полди Пеззоли, Милан
«Оплакивание Христа»
Около 1500
Дерево, темпера 140 x 207 см
Мюнхен. Старая Пинакотека
Из церкви Сан Паолино во Флоренции
«Клевета»
Около 1495
Дерево, темпера 62 x 91 см
Флоренция. Галерея Уффици
Клевета, 1495 Уффици, Флоренция
Сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры - аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета - красивая девушка с обличием невинности - и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы - Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния - одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.
В 1496 он пишет Св. Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли
Святой Франциск Ассизский с ангелами
около 1475-1480
Лондонская Национальная галерея
В 1492-1500 он создает цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте, где каждой песне посвящен один рисунок. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).
Портрет Данте
1495г, темпера, холст, 54.7 х 47.5 см
частная коллекция, Женева, Швейцария
Данте Алигьери(1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издана в 1472) в трех частях (АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ)
Боттичелли создаёт этот грандиозный цикл иллюстраций с 1492 по 1500гг. Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к ХХХ1 песни «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка. Большинство иллюстраций, которые Боттичелли выполнил для "Божественной комедии", долгие столетия были сокрыты от людей. И только на заре нынешнего тысячелетия они были собраны и систематизированы.
Иллюстрации к «Божественной комедии»
АД
Художник: Сандро Ботичелли
Иллюстрация к "Божественной комедии" (Ад), 1480
Дата завершения: 1480
Стиль: Раннее Возрождение
Жанр: иллюстрация
Техника: перо, металлическая игла
Материал: пергамент
Галерея: Biblioteca Apostolica Vaticana
Ад, Песнь XVIII, 1480
Рай, Песнь VI, 1490
Чистилище, 1490
В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) - единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов».
«Рождество»
1500
Холст, темпера 108,5 x 75 см
Лондон. Национальная галерея.
Боттичелли «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нём не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду.
Боттичелли умер 17 мая 1510. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нем, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "настоящее".»
http://www.artita.ru/artist-botticellihttp://gallerix.ru/storeroom/1332529164/http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%ED%E4%F0%EE_%C1%EE%F2%F2%E8%F7%E5%EB%EB%E8