Оригинал взят у
vita_colorata в
Сикстинская капеллаПройдя огонь, воду и медные трубы семь верст ватиканских коридоров, вымотанный эмоционально лицезрением золоченых потолков, турист наконец доходит до Сикстинской капеллы. Снимать там нельзя.
Поэтому посмотрим те фото, что получились.
Первое впечатление : толпа внизу и толпа наверху. Неразборчивый гулкий шёпот многих губ. Потом окрик дежурного, призывающего сохранять молчание и через паузу опять шепот крещендо.
Затем мысли :" Неужели Я это вижу". После того, как учили в школе, потом в институте, сто раз виденное, - и вот оно в натуре. Смотри - не хочу. Роспись такая известная, что знаешь её уже досконально, а хочешь увидеть что-то, что откроется именно тебе.
Про эти фрески много историй и легенд. Что Микеланджело написал все фигуры обнаженными, а папа повелел их "одеть" и другой художник выполнил эту работу. Что автор не любил писать женское тело, считая его менее красивым , чем мужское, поэтому все женские фигуры похожи на мужские мускулатурой. Что художник писал в тяжелых условиях, лежа на помосте на спине и так испортил себе зрение, что потом долгое время мог читать только глядя снизу вверх.
Сикстинская капелла построена в 1473-1481 годах Джордже Дольчи по приказу папы Сикста IV. Здесь традиционно собирается конклав кардиналов, чтобы выбрать нового папу. На стенах росписи многих художников, Микеланджело в 1508 -1512 годах расписывал только свод, люнеты и распалубки, его фреска сильно отличается от других. За 20 лет со времени работы Пинтуриккьо, Боттичелли и других художников Ренессанс плавно подходил к барокко и его гармоничная спокойная созерцательность менялась на страсти, борения и изломы нового художественного языка.
Для Микеланджело это был первый опыт в технике фрески, работал он в одиночестве даже без помощи тех, кто растирал краски и за 20 месяцев довел работу до конца. Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась" джорната". Этим фрескам посвящено огромное количество исследований, изучающих живописные приемы мастера на всех этапах работы от зарисовки или перенесения рисунка до того, какой именно кистью она писалась.
Вазари пишет, что папа просил его сделать роспись побогаче и пройтись еще золотом, на что художник ответил:" Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так-как презирали богатство". Не лишним было бы эти слова вспоминать почаще.
Хотя, со слов Вазари, дело было в первую очередь в том, что художник уже разобрал леса и ему лень было их восстанавливать. Как бы там ни было - после золотых галерей капелла кажется более аскетичной.
Микеланджело, который в первую очередь был скульптором, один из первых стал писать объемные фигуры и в эпоху барокко они достигли такой объемности, что уже почти отделялись от стены, визуально разумеется.
Библейская история написана в виде ряда из девяти сюжетов от Сотворения мира до опьянения Ноя. многие из которых стали не только хрестоматийными, но символами, как фреска, где прикосновение Бога делает человека человеком.
Змей у Микеланджело женского рода.
Средний ряд росписей занимают сивиллы и пророки, те, кто осуществляют связь между замыслом небес и человеком.
Сивиллы - образы из античной Греции, считалось, что их десять и имели они названия по местам, где они жили.
Сивилла Дельфийская, по легенде жила до Троянской войны.
Пророк Исайя.
Пророк Иоиль
В этой живописи накал внутреннего напряжения заслоняет красоту, ты попадаешь в поле духовных раздумий и страданий тех, кто изображен на фреске, особенно тех, кто написан на фреске "Страшный суд", которую художник выполнил на алтарной стене значительно позже , в 1536-1541 годах.
Посередине фрески написаны Христос и Мария. Христос изображен безбородым и более похожим на Аполлона, дань увлечения ренессансных художников античностью. За это фреску критиковали и даже хотели сбить. Христос поднятой рукой благословляет одних и опущенной обрекает на ад других, но эта привычная каноническая поза здесь вызывает иные ощущения. Христос словно отворачивает лицо от мира, погрязшего в грехе и рука, занесенная над головой скорее готова опуститься карающим жестом.
Где в этой человеческой массе ангелы, где люди, где праведники, где грешники ... Все вовлечены в круговорот.
Исследователи отметили двойников на фреске и смысл этого приема не вполне ясен. Изображение одной и той же фигуры в разных ракурсах встречалось на картинах художников Ренессанса, но это было скорее решением технической задачи изображения фигуры с разных точек зрения.
Поллайоло. Святой Себастьян.
Микеланджело использует прием для выражения каких-то своих мыслей, возможно он показывает раздвоение личности на доброе и злое, которое всегда находится в борьбе. Страшный суд - это больше самобичевание, признание несовершенства человека и человечества. Духовный суд почти по Достоевскому. Поэтому эта фигура человека , закрывшего лицо руками, так актуальна и так часто воспроизводится. Человек в ужасе от содеянного им самим.
Фото с сайта www.malerei-meisterwerke.de
Через 24 года после Тридентского собора, осудившего изображение нагих тел в религиозном искусстве фигуры "одели". Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник».