Пан, 1899
124 х 106.3 холст, масло
Третьяковская галерея, Зал 32
Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражает интерес символизма к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан - веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента - свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. "Пан" Врубеля скорее русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить "интимнейшую национальную ноту". В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан - воплощение чуткой, поэтической души. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях
ИНВЕНТАРНЫЙ НОМЕР
Инв.1461
ЖАНР
мифологическая картина с фольклорным подтекстом
СПОСОБ, ИСТОЧНИК И ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ
Приобр. Советом галереи в 1907 у Я.Е.Жуковского
https://www.tretyakovgallery.ru/collection/pan/