“В Саратове есть тополя высокие, стройные. К небу устремлены их ветви. Сильный ветер. Сумерки. Тополя раскачиваются, стонут и шелестят, гнутся все сильней, почти ложатся на землю. Пожелтевшие листья испуганно кружатся в воздухе, подскакивая на панели.
Петр Саввич, в клетчатых брюках, обтягивающих тонкие ноги, в коротеньком чесучевом пиджаке, насвистывая, подняв тонкую бородку, слушает осень. Почему-то этот образ всегда встает передо мной, когда я вспоминаю Саратов и Петра Саввича” - так отозвался на смерть старшего своего товарища художник Д. Е. Загоскин.
Петр Саввич Уткин умер в ночь с 17 на 18 октября 1934 года в Ленинграде, где он работал в последние годы своей жизни в качестве профессора живописного факультета Всероссийской Академии художеств. Он был в эту пору активным участником современного художественного процесса, и не возникало никакого сомнения в большой значимости его творческих достижений.
“В лице Петра Саввича Уткина советское изобразительное искусство потеряло одного из величайших мастеров живописи. Потеряло глубокого тонкого мастера пейзажа”, - писал возглавлявший тогда академию И.И. Бродский.
«Затон. Волга»
1896
Холст, масло 19 х 28,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Группа студентов Академии художеств, уроженцев Саратова, хорошо знающих роль Уткина как педагога и организатора художественной жизни родного города, заявила, что “лучшим памятником ему будет служить присвоение Саратовскому художественному техникуму его имени”. Была организована посмертная выставка художника, отразившая практически все этапы его творческой эволюции. В предисловии к каталогу этой выставки говорилось о том, что уткинское наследие “по тонкости мастерства, в нем заключенного, обязывает к самому внимательному и пристальному его изучению”. Минуло полвека, и, увы, эта своевременная и дельная рекомендация нисколько не потеряла своей актуальности.
«Вечер на Волге»
1900
Бумага, акварель 9,4 х 23,3
Государственный Русский музей
Санкт-Петербургусская живопись
И при жизни об Уткине писали не много. Специальных статей или книг о себе он не дождался. Но редкий обзор выставок с его участием обходился без более или менее развернутой характеристики его работ. Он удостоился суждения ведущих художественных критиков эпохи: Александра Бенуа, Сергея Маковского, Павла Муратова, Максимилиана Волошина, Якова Тугендхольда, Всеволода Воинова, Абрама Эфроса, Алексея Федорова-Давыдова и других.
«Затон. Разлив на Волге»
1900
Холст, масло 43 х 61,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
*****
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru