Кончаловский Петр Петрович, 1876−1956. Портретное

Apr 11, 2019 10:05


https://artchive.ru/pyotrkonchalovsky/works



Портрет В.Э.Мейерхольда. 1938
Холст, масло. 211 x 233 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет режиссера Мейерхольда был написан в 1938 году. Уже отыграли в театре Мейерхольда злополучную «Даму с камелиями». Спектакль не понравился Сталину, свора придворных критиков уже терзала режиссера, его супруга актриса Зинаида Райх уже написала письмо, в котором обвинила Сталина, что тот не разбирается в искусстве. Уже закрыт театр Мейерхольда, в этом же, 1938 году. В следующем году режиссер будет арестован, его жена - «убита неустановленными лицами». Кончаловский откажется подписать клеветническое письмо против Мейерхольда в духе «товарищи негодуют и порицают». Впрочем, под пытками режиссер сам подпишет всё, что дадут, а в 1940 году его расстреляют. На момент написания портрета тучи только сгущаются. Нет-нет, ничего антисоветского, всего лишь портрет отошедшего от дел режиссера. Но имеющий очи - увидит.

Картина написана на стыке реализма, экспрессионизма и фовизма, есть также элементы неопримитивизма. Ковер и диван изображены как орнаментальная плоскость, что отсылает нас к стилю вывесок. Буйство красок, яркие переходы, смелые сочетания, тщательно прорисованные узоры придают полотну черты фовизма.



А.Н.Толстой в гостях у художника. 1940-1941
Холст, масло. 142 x 168 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет. А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.

Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом. За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две - для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать. Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры. Белая скатерть, еще светлее салфетка, прикрывающая жилет, и совсем сияющий - воротничок на рубашке Толстого.

Собеседник писателя - сам Кончаловский, его мы не видим, но предполагаем. Добротный дом, щедрый ужин.



Семейный портрет в мастерской, 1917, 256×355 см.
Частное собрание

«Семейный портрет в мастерской» - самое большое и дорогое полотно Кончаловского. В 2013 году на лондонском аукционе Sotheby's картина была выкуплена до начала торгов. Пожелавший остаться неизвестным российский коллекционер заплатил за нее 7,5 миллионов долларов.

Это третий семейный портрет Петра Кончаловского. Если говорить о любимых темах, которые плотно связаны с именами авангардистов той эпохи, то при упоминании Ларионова вспоминаются в первую очередь парикмахеры и солдаты, с образом Шагала связаны летающие люди, при упоминании Гончаровой приходят на ум святые, которые казались возникшими значительно раньше, чем само христианство. Кончаловский же ассоциируется с семейными портретами. Интересно наблюдать эволюцию художника через эти портреты.

Первый он написал в 1911 году, «Семейный портрет (на фоне китайского панно)» хранится в Русском музее. Картина написана в стиле неопримитивизма. Сам художник так описывал работу над этим портретом: "Меня преследовала мысль овладеть искусством"



Семейный портрет. 1911
Холст, масло. 179 x 239 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

портреты, фомизм, кончаловский, живопись, российский художник

Previous post Next post
Up