Потеряный рай князей Юсуповых

Nov 07, 2011 15:22



Среди многочисленных драгоценных подарков преподнесенных в
1914 году Великой княжне Ирине Александровне, в ознаменование ее свадьбы с
Феликсом Юсуповым-младшим, особенно ценным был дворец "Коккозка" расположенный в долине реки Коккозы.
Дарительницей стала мать жениха - княгиня Зинаида Николаевна Юсупова,
приобретшая в 1908 году в предгорной деревушке Коккозы участок земли, где
пожелала иметь усадьбу.


Коккозы - река, и предгорная речная долина расположенная у северного
склона Ай-Петри, на высоте около 400 метров над уровнем моря. Местность эта
известна еще с давних времен, в первую очередь своеобразным местным населением.
Здешних татар называют коккозкими. Их внешность значительно отличается от иных татар:
их волосы каштанового цвета, глаза голубые, или зеленые, а лица имеют типично
европейские черты. Принято считать, что именно они прямые потомки готов,
основателей княжества Феодоро, которые пришли в Крым в 9 веке н.э. Быть может
именно благодаря этим коренным жителям долина и получила свое название Коккозы,
ведь слово это переводится с тюркского как «голубой глаз». Впрочем, бытует и
другое мнение, ведь татары голубым глазом - коккозом, называют еще и блестящую
водную гладь, отражающую синее небо...



Устье реки Коккозка

Автором проекта усадебного комплекса стал уже знакомый семье Юсуповых архитектор
Краснов, буквально намедни закончивший для них реконструкцию кореизского «Розового
домика». По желанию Зинаиды Николаевны стиль коккозской дачи должен был быть
продиктован местным колоритом - «нечто в татарском вкусе». Определенно, немалую
роль в выборе стиля сыграло происхождение заказчиков, наследников древнего княжеского рода, родоначальником которого был ногайский князь Юсуф. Архитектор Краснов был хорошо знаком с татарским стилем ибо более 10 лет занимался реставрацией Бахчисарайского дворца ханов,
изуродованного предыдущими переделками.



Вид усадьбы с трассы "Бахчисарай-Ялта"

Стиль будущего охотничьего домика Юсуповых был определен, как
«национально-романтический модерн».



Н.П. Краснов, Эскизы усадьбы "Коккозка", акварель, 1908


Почти сразу же после приобретения участка строительные
работы были начаты. Возведение стен длилось около двух лет, и
было закончено уже в 1910 году. В комплекс дворца входили: мост через реку Коккозку, стоящая
перед ним мечеть - подарок князя местному населению, гостевой корпус с башней
(ныне искаженный до неузнаваемости), хозяйственные корпуса - людская, конюшня,
прачечная, ограда и два фонтана - фонтан у ворот (1883 год), фонтан «Голубой
глаз».



Юсуповская мечеть, мост через р. Коккозку


 




 

Остатки фонтана "1883"                                                                                 Гостевой корпус с башней



"Коккозка", южный фасад

В композиции дворца использована классическая для татарской
архитектуру сложная скученность объемов - результат
множественных хаотических достроек и пристроек. В проекте Краснова - продукт
осмысленной работы с композицией. Здесь все предусмотрено, и даже кажущаяся
хаотичность обманчива. Так, например, бельведер, со всех сторон здания
кажущийся асимметрично расположенным, свой истинный замысел открывает лишь с главного
входа, над которым он (совершенно неожиданно) возвышается центрально, подобно
минарету, создавая ощущение величественности, неприступности дворца.



Восточный фасад усадьбы, задний вход. Лестница достроена в 1941 году.



Западный фасад, главный вход.  Некогда под ним протекал рукотворный ручей, через который был переброшен мостик к порталу входа. Терраса обрамляет большую гостиную высотой в два этажа, имитирующую молебенный зал в мечетях.



Большая гостиная, 1910 год.
Сегодня она перестроена, и разделена на 2 этажа, где устроены спальные комнаты для детей. Из убранство сохранена роспись потолка, и бордюров. Сохранились розетки под люстрами.



Участок бордюра.  Видно, как нижняя часть рисунка забелена. 


Розетка для большой люстры


Здесь видны не забеленные бордюры, росписи студентов Строгановского училища

Первоначально дворцовый комплекс имел белоснежный цвет, и
зеленую крышу, которой особенно гордился архитектор. Именно она придавала зданию особенный эффект - кровля была сложена
необычной глазурованной черепицей, заказанной (как и все майоликовые детали) у
двух талантливых мастеров из соседних деревень И.К. Гаврика и Курты Мемет Булат-оглу.
Зеленовато-морской цвет ее должен был имитировать старинную патину.

 

Бельведер                                                                                                           Западная терраса, опоясывающая Большую гостиную



Очень просто и оригинально выполнены перила террасы

В декоре здания всё, так или иначе, обращалось к образу голубого глаза, будь то фонтаны, витражи, оконные переплеты, или даже столовая
утварь.

Так, особенной искусностью отличался веницианский витраж
передней, смотрящий вглубь коккозского ущелья огромным синим оком. А в левой
стене у заднего входа в здание устроен оригинальный пристенный фонтан «Голубой
глаз» в виде неглубокой стрельчатой ниши. Он был облицован майоликовыми
плитками зеленоватых оттенков. В центре находилось керамическое изображение
голубого ока, из которого стекала струйка воды. 


Остатки фонтана "Голубой глаз"

Во всем комплексе насчитывалось четыре фонтана, два из
которых находились в самом дворце. Первый из них в большой гостиной, являл собой
копию бахчисарайского Фонтана Слез - Сельсебилль. Другой - «Сказка» в фойе при
выходе из дворца в парк, воспроизводил одну из татарских легенд, и изображал
двух жар-птиц с женскими головами и пышными бюстами. Сам же выход в парк был
устроен в виде арки с кованной бронзовой решетчатой дверью, свободно
пропускавшей во дворец ночную прохладу в знойную летнюю пору. Стены дворца с двух сторон по периметру были окружены
специально проложенным руслом ручья, где водилась форель, благодаря чему
возможно было ловить рыбу не выходя из дому.
Вокруг дворца был разбит
грандиозный парк фруктовых деревьев, виноградников, кипарисов, разделенный на
несколько крупных полян, украшенных небольшими озерцами.



Остатки витража парадной



Н.П. Краснов, эскизы парадной комнаты
Любовь князя Феликса Феликсовича к переодеваниям не оставила
его и уже обремененного женой. Поэтому во дворце хранилась большая коллекция
восточной, татарской одежды, в которую должны были облачаться гости, отдыхающие
в Кокозке. 


Интерьер кабинета

Одним из первых посетителей вновь построенный дворец стал император
Николай II, который в последствии в своем дневнике и в письме матери
восторженно высказался о работе Краснова. А гостивший здесь всего один день король
Португалии Мануэль, и вовсе оказался покидать чудесную усадьбу. Нужно отметить
особенно бережное отношение к своему детищу и самого Краснова, который в июле
1916 года спрашивал соизволения князя Феликса выехать на отдых с семьей в
Коккозку.

Время и многочисленные «хозяева» дома не пощадили роскошный
парк и внутреннее убранство здания.

В 1922 году "Коккозка" была национализирована, и в ней
располагался сельсовет.

Во время оккупации Крыма в 1941-1944 гг. обширный ландшафтный
парк вырубили немцы, опасаясь партизанских набегов. А дворец стал базой
специальной контрразведывательной части. Так же в нем было организованно казино для
офицеров-карателей. 


Довольно печальное зрелище представляют сегодня пруды, некогда украшавшие парк.

После войны во дворцовых постройках поочередно размещалась
школа, сельсовет, клуб, музей, турбаза и, наконец, школа-интернат.


Лестница ведущая в бельведер. Забавно смотрятся зияющие щели между обычными прямоугольными дверьми, и стрельчатыми проемами.




Оригинальные двери. Правда, закрашенные.

Сегодня внутреннее устройство главного корпуса усадьбы (как
и всего комплекса) перестроено до неузнаваемости, и приведено в ветхое
состояние. Можно лишь посочувствовать несчастным деткам обитающим в этом ветхом
здании, пропахшем плесенью. Впрочем, они сами, кажется, в восторге -
удовольствием провели нас тайком от воспитателей внутрь дворца (куда вход
посторонним запрещен), и наперебой рассказывали о «царе Юсупове», о несметных
сокровищах сокрытых в подвалах, и ужасных застенках и темницах, где пытали
пленников.


Украина, ретро, Юсуповы, Земля, фото

Previous post Next post
Up