О натурализации миграции
В самый разгар парламентских каникул и сезона отпусков традиционно наступает момент, когда законотворцы закладывают очередную социальную бомбу. На этот раз 1 августа на Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства с религиозными объединениями при Совете Федерации была представлена Концепция нового Федерального закона "О натурализации и гражданстве". Чего ждать от этой концепции? Предвыборной спекуляции на миграционной тематике, наступления ясности и четкости в миграционном законодательстве, очередного скачка ксенофобных настроений... С внесением в Государственную Думу первых законопроектов, основанных на этой концепции, что-то может и проясниться, а пока следует внимательно следить за развитием ситуации и ее основными акторами.
Об акторах:
Деятельность комиссии регламентируется
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ N 68-СФ «Об Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания РФ» от 3 марта 2006 г. В соответствии с этим
актом, среди задач комиссии стоит: «регулирование миграционных процессов, в том
числе предупреждение незаконной миграции». Председателем комиссии постоянно
является Председатель Совета Федерации, сейчас это лидер «Справедливой России» -
Сергей Михайлович МИРОНОВ. Активная работа этого органа началась по сути
осенью прошлого года. Тогда и возникло первое предложение рекомендовать
членам Объединенной комиссии принять совместно с Министерством регионального
развития участие
в работе по подготовке новой редакции Концепции государственной национальной
политики России (Решение Объединенной комиссии по национальной политике
и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при СФ РФ от
22 ноября 2006 года). Работа над Концепцией велась в тесном контакте с
Федеральной Миграционной Службой, и в консультации с представителями органов
власти регионов, где миграционные потоки особенно заметны.
Для средств же массовой информации героем-разработчиком концепции стал
Владимир Иосифович Слуцкер, сенатор от Чувашской республики, член Комитета СФ
по промышленной политике и заместитель председателя Объединенной комиссии.
Именно он комментирует концепцию, дает разъяснения, но тем не менее очевидно,
что это не более чем лицо, призванное озвучить позицию комиссии.
О концепции:
С одной стороны, разработчики концепции руководствовались благородным желанием сделать ясным и прозрачным весь путь иммигранта от пересечения границы до получения паспорта, если таковой необходим, или иного статуса. Сейчас далеко не каждому юристу по силам выкристаллизовать схему легализации приезжего среди множества законов и подзаконных актов, регламентирующих положение различных категорий мигрантов и процедуры получения тех или иных документов. С другой стороны, сложных и спорных схем в этой истории пока больше, чем четких предложений и ответов.
Основной и пока единственный ясно обозначенный тезис концепции - это снижение налогов для мигрантов, работающих более шести месяцев с 30% до 13%. Подобная санкция призвана уравнять иммигрантов и граждан России перед лицом Налоговой службы и вернуть в бюджет деньги, которые при нынешней ситуации работодатели предпочитают укрывать. Разработчики концепции сообщили, что соответствующие поправки в налоговый кодекс уже направлены в Минфин и налоговую .
В остальном концепция - это набор формул и механизмов, только способствующих разделению въезжающих в страну людей на более и менее желательных, а также ужесточению контроля за миграционными потоками. Так, выбор режима большего или меньшего благоприятствования для потенциальных мигрантов при предоставлении им какого-либо статуса предполагается осуществлять, исходя из уровня знания кандидатом языка, его образования, возраста, состояния здоровья, квалификации и др., что практически открывает возможности для дискриминации. А заложенный в концепции законопроекта механизм «натурализационных коридоров», который должен качественно изменить миграцию, по словам Владимира Слуцкера, призван «помогать - желанным, а не желанным - препятствовать». При такой формулировке, трудно предположить, что «натурализационный коридор» обернется чем-то иным, нежели легитимизированным ограничением на въезд в страну. При этом разработчики концепции четко отметили, что на данный момент в стране менее всего оформлено законодательство, регламентирующее оформление статуса трудовых мигрантов, а значит, в дальнейшем стоит ожидать проектных инициатив именно в этой сфере. Какими они должны быть? - опять же не ясно. Еще одна важная функция предлагаемой концепции - помочь натурализации "потерянных соотечественников", то есть бывших граждан СССР, прибывших в Россию с территории нынешних независимых государств и более 10 лет не имеющих возможности оформить гражданство РФ. Решить эту проблему разработчикам концепции представляется возможным с помощью миграционной амнистии.
Увы, но все привилегии, которые получат в итоге прибывающие в страну и натурализовавшиеся, сводятся скорее к экономическим правам и обязанностям. Расширение гражданских прав и возможностей для их защиты приезжими, пока не является предметом серьезного обсуждения на столь высоком уровне, но вызывает сопротивление в самых разных кругах.
О спорах вокруг концепции:
Сразу после презентации концепция вызвала шквал критики и подозрений со всех сторон. Так, со своими комментариями выступили члены «Русского клуба» - дискуссионной площадки Русского проекта Единой России. Они, толком не разобраавшись в концепции, в которую так и не вошла предлагаемая экспертами при разработке возможность наделения мигрантов избирательным правом, на следующий день после ее презентации выступили с осуждением возможных предложений о расширении прав приезжих.
Члены клуба заранее назвали возможный закон «экстремистским» и отметили, что предложение допустить мигрантов к участию в выборах может являться информационной провокацией, с тем, чтобы создать возможность «политического торга» по другим предлагаемым пунктам - прежде всего по поощрению замещающей миграции. Националисты также не оставили новую концепцию без внимания. Их критика пока обрушилась на тех, кто ее презентовал: им не дает покоя участие Владимира Слуцкера в российском Еврейском Конгрессе. Правозащитное сообщество, очевидно, наименее посвященное в планы Совета Федерации и предпочитающее работать с конкретными документами пока не вынесло своего вердикта, но, наверняка, и оно найдет повод для сомнений.
Остается также неясным, какая Дума будет рассматривать и принимать законопроекты, основанные на данной концепции и которые по обещаниям разработчиков будут внесены в Думу уже в сентябре. Если нынешняя, то складывается впечатление, что в связи с предстоящими выборами нет надежды, что занятые предвыборной гонкой партийные структуры уделят этому документу должное внимание, а у общественности будет достаточно возможности принять полноценное участие в его обсуждении. Если рассматривать закон предстоит все-таки следующей думе, то очевидно, что избежать спекуляций на теме миграции и национальной политики действительно не удастся.
Наталья Звягина