(no subject)

May 12, 2022 09:26

Дмитрий Львович Быков
об Андрее Вознесенском
Он вообще был удивительно хорошим человеком. Трудно представить себе количество людей, зачастую совершенно бездарных, которым он помог - абсолютно бескорыстно, ибо пиаровский эффект такой помощи стремился к нулю. Иногда говорят, что он хвалил от равнодушия - это ведь ему ничего не стоило. Охотно верю. Я сам оказался в Союзе писателей - сразу после путча, когда списком приняли человек сто,- просто потому, что незадолго до этого показал Вознесенскому «Чёрную речку», ему понравилось, он меня и вписал. Но лучше равнодушно и от нечего делать помогать, чем так же от нечего делать вредить.

С ним интересно было разговаривать, он был равен своим стихам. Много было разговоров о том, что он лепит имидж, пестует славу,- Довлатов пустил байку о том, как Вознесенский перед иностранцами обтирается снегом на даче; он над ней сам смеялся. Вообще разговорам о тщеславии не было конца, и они касались всех шестидесятников (кроме, пожалуй, Матвеевой с её отшельничеством и Мориц с демонстративным аутсайдерством): на это сам Вознесенский отвечал очень убедительно. Слава на пользу, говорил он, потому что когда на вас наведены все прожектора - у вас меньше соблазна сделать подлость. Ведь на вас смотрят. Улыбайтесь, повторял он, ваши враги с вас глаз не спускают. И в самом деле - страшно подумать, от какого количества грехов шестидесятники спаслись благодаря именно этой публичности: они были с юности облучены славой, это продлевает жизнь, но главное - страхует от множества неприличных поступков. Тот, кто заботится о публичности своей жизни, на самом деле гарантирует себе прикосновенность частной жизни, её абсолютную прозрачность. «Наша жизнь - как дом без фасада. Держись, Васята!» - писал он Аксёнову (так звучал первый вариант, он его потом переделал). Тщеславие шестидесятников было продолжением футуристической программы слияния жизни с искусством: абсолютная публичность, эстрадность самого быта. За их разводами, романами и детьми следили, как за семейными перипетиями кинозвёзд, и в этом они тоже продолжали линию жизнетворчества, которая на самом деле вполне в духе модерна: вмешаемся искусством в жизнь, сотрём границы, «площади - наши палитры!». Маяковский фактически вынес постель на эстраду, и это не эксгибиционизм, а понимание, что искусство и жизнь в подлинной эстетической утопии сливаются. Иначе неинтересно, да и нечестно.

Я его однажды спросил: вы авангардист, а жизнь ведёте довольно скромную, никаких эскапад, попоек, минимум романов… Ну, ответил он с усмешкой, надо же чем-нибудь выделяться. Богемности - не было; вызов - безусловно был. Не только в откровенных стихах, в матерной пародии на «Ворона», вошедшей в «Озу», в провокативном «Метрополе», где он поучаствовал,- но и в совершенно несоветском поведении, в американских симпатиях, в наглом самоуничижении.
    Но верю я: моя родня,
    Две тысячи семьсот семнадцать
    Поэтов нашей федерации
    Стихи напишут за меня:
    Они не знают деградации.
И это хулиганство никуда не девалось с годами: уже при Лужкове было написано -
    Вот две башни, как два пальца,
    над Москвой торчат грозя.
    Уркаган блатной пытается небу
    выколоть глаза.
А что он грешил иногда газетчиной - так грех ли это?
    Можно и не быть поэтом
    Но нельзя терпеть, пойми,
    Как кричит полоска света,
    Прищемленная дверьми!
Дай Бог всем такого тщеславия, если считать это желанием отметиться, но корни тут другие.
Из всего, что им написано, популярнее всего даже не «Миллион алых роз», а «Ты меня на рассвете разбудишь»: остаётся то, что совпадает с наиболее распространённой и при этом трудноуловимой эмоцией. Безвыходная, беспомощная печаль, какая бывает во сне,- а это стихотворение ему именно приснилось, в чём он несколько смущённо признавался,- вот это он зафиксировал, и любовь у него всегда соседствует с жалостью, с невыносимой грустью. И эта высокая эмоция звучит во всех его лучших вещах - и в самом светлом и печальном четверостишии из «Соблазна», после которого я полюбил его на всю жизнь:
    Как божественно жить, как нелепо!
    С неба хлопья намокшие шли.
    Они были темнее, чем небо,
    И светлели на фоне земли.
РОЗОВО...
знесенски

image Click to view


Картины аргентинского мессионера Фабиана Переса

proза и contra, почерк, песня, Владуш, манЖЖета, КлипS, дивовид, амур, быкварь, АндреС

Previous post Next post
Up