Существует теория, что на нынешнем этапе человеческая цивилизация прошла свой культурный пик. И это не лишено оснований. Достаточно внимательно проанализировать более-менее значимые события хотя бы за последние лет 70. И не только в России, но и в общемировом пространстве.
Распыляться в рамках небольшой статьи сразу на все культурные сферы вряд ли стоит, поэтому ограничимся частностью - детективными фильмами и телесериалами, как наиболее исследованной мной области. Кинодетективы в формате фильма существуют столько, сколько существует само искусство кинематографии. Телесериал - относительно молодое явление. Тем не менее, пик качества и того, и другого приходится на 70-е - 80-е годы прошлого столетия.
Достаточно вспомнить такие произведения как: «Три дня Кондора» и «Другой» (США), телеэпопеи про сыщиков Коломбо и мисс Марпл, большое количество замечательных детективных лент стран Варшавского содружества. Я уж не говорю о советских фильмах и сериалах: практический каждая лента становилась событием. А знаменитый сериал «Следствие ведут знатоки» вошёл в золотой мировой телевизионный фонд.
Постер фильма "Три дня Кондора"
Но уже в 90-е годы проявилась тенденция на «удешевление» идеологии и смысла, и стали появляться поделки очень низкого уровня. Качество кино- и теледетективов стало стремительно снижаться. Запад сдался быстрее Новой России. И, уже начиная с 2000-х смотреть то, что предлагает нам заграница, в большинстве, не интересно: скучные диалоги, морализация, надуманные сюжеты, отвратительная работа режиссёров и операторов.
Россия продержалась примерно до середины 2010-х. Наряду с кошмарными, низкосортными фильмами появлялись очень яркие и смотрибельные ленты и сериалы. Стоит упомянуть начавшиеся в 90-х «Улицы разбитых фонарей» и его последующие ответвления: «Убойная сила», «Менты» и «Опера. Хроники убойного отдела». Неплохими были и первые сезоны «Ментовских войн». Вообще, на НТВ производство детективных телесаг долгое время находилось на высоком уровне. И сейчас иногда появляются достойные вещи.
Постер сериала "Улицы разбитых фонарей"
Но, в целом, общее впечатление от произведений остросюжетной телеиндустрии весьма нехорошее, а детективы в формате полнометражного кино практически исчезли. Главный раздражающий фактор в сценариях - странный подход к личности следователей. Что ни специалист по расследованиям, то обязательно идиот, действующий по порочной схеме «кто нашёл труп, тот и убийца». Почему сценаристы так яростно продвигают этот бренд - непонятно. Это отвращает зрителя.
Апофеозом отсутствия логики я считаю сериал «Шифр». Это странный набор штампов «Санта-Барбары» и худших примеров того, как не надо снимать. Не спасает даже игра хороших актёров. Мне даже досадно, что они согласились играть в этой ерунде.
Что касается совсем свежих сериалов-детективов, то лично меня, как знатока жанра и ценителя хорошей кинематографии, хватает на 2-3 серии. Дальше смотрю на перемотке просто для сведения.
____________________
*Фото из открытых источников в сети Интернет