Через 8 часов в Новосибирске откроются избирательные участки, а мы с Ульяной сядем в самолет и улетим домой в Москву. Последние месяцы для Новосибирска оказались богатыми на громкие события: отставки, назначения, уголовные дела и прецедентные судебные решения. Но ни одно из них коренным образом не повлияет на судьбу региона. Более 15 лет областью и городом руководят члены одной команды и выходцы из нее, обладающие схожими связями, ценностями, компетенциями и методами управления. При смене одного, его место занимает другой представитель команды, пусть даже и покинувший ее ранее.
Новосибирские выборы показывают, что региональные элиты не успевают за быстрым изменением политической системы. Принимая решение о запуске процедуры досрочных выборов мэра Новосибирска, Василий Юрченко не учел грядущую муниципальную реформу, общие принципы которой были сформулированы еще в сентябре прошлого года. В результате новый мэр Новосибирска может в любой момент после принятия поправок в федеральный закон 131-ФЗ лишиться своих полномочий. Как только они вступят в силу, Законодательное собрание Новосибирской области сможет изменить юридический статус города и признать его городским округом с районным делением. Тем самым будут прекращены полномочия действующих избранных органов управления городом (мэр и городской совет депутатов) и назначены выборы районных советов депутатов, которые в соответствии с новым законом изберут из своего состава глав районов и делегируют представителей в городской совет. А вместо только что избранного всеобщим голосованием мэра управлять городом будет предложенный губернатором человек, утвержденный городским советом депутатов.
В любом случае в соответствии с обсуждаемой реформой выборы мэра Новосибирска станут последними в крупнейших городах страны.
Чем же запомнились последние всеобщие выборы мэра Новосибирска?
9 января 2014 года было объявлено о переходе В. Городецкого в областное правительство и назначении досрочных выборов мэра Новосибирска. Логика действий понятна: отставка Городецкого позволила развести по срокам запланированные на 14 сентября 2014 года городские выборы с желаемыми Юрченко досрочными выборами губернатора, не дать оппозиции времени на подготовку, тем самым обеспечив спокойную избирательную кампанию при низкой явке и организованном голосовании электорально-конформистских бюджетников. Но данному сценарию не суждено было сбыться.
Избирательная кампания Владимира Знаткова
Штаб Знаткова выбрал стандартную стратегию кандидата власти - использование возможностей занимаемой должности и минимальное участие кандидата в агитационной работе. Основной акцент делался на освещении деятельности врио мэра в контексте позитивных информационных поводов, а также проведении «прямых линий» и больших интервью. При этом было обеспечено отсутствие СМИ в официальной агитации, что практически закрыло доступ оппонентам к популярным каналам информации. Еще до выдвижения Знаткова, для увеличения узнаваемости и привязки к достижениям мэрии, были выпущены буклеты с итогами работы за последние 5 лет. С этой же целью распространялись бесплатные газеты, адаптированные к особенностям каждого района. «Фишкой» газет стали регулярные «аналитические обзоры» кандидатов в мэры города, в которых Знатков подавался, как наиболее подготовленный и достойный.
При качественной реализации, а также отсутствии внутриэлитных конфликтов и серьезных конкурентов эта стратегия могла бы сработать, однако штаб недооценил стартовые условия и допустил серьезные ошибки.
Политический ландшафт не был спроектирован в преддверии выборов. Неурегулированные внутриэлитные конфликты привели к выдвижению сильных кандидатов из структур власти (Ксензов, Анисимов) и размытию административного ресурса. А отсутствие договоренностей с оппозицией об отказе выдвижения сильных кандидатов - к выдвижению А. Локтя, И. Пономарева, И. Старикова и т.п., впоследствии снявших свои кандидатуры в пользу первого.
Время объявления об отставке мэра было выбрано неудачно - в начале года, когда городская жизнь крайне бедна на события, все стали обсуждать уход старого, а не появление нового мэра. Если бы отставка состоялась в конце декабря, то волна от события не получила большого распространения, а Знатков начал кампанию с чистого информационного поля после новогодних праздников.
Отказ от привлечения внешних опытных политтехнологов существенно сузил инструментарий и привел к стандартным ошибкам административных штабов. Штаб Знаткова не был готов к быстрому запуску избирательной кампании с момента отставки Городецкого. 9 января начались только подготовительные мероприятия, в то время как в СМИ создавался образ Знаткова, как малоизвестного серого чиновника. Местные технологи не сформулировали содержательную доминанту избирательной кампании и не донесли личностное и программное позиционирование кандидата до избирателя. В итоге образ Знаткова так и остался размытым и неопределенным.
Неудачный выбор даты голосования предопределил невозможность реализации изначально запланированной низкой явки. Образцово-показательные кампании на досрочных выборах глав городов (Красноярск и Омск), которые проходили при низкой явке, состоялись в июне.
Выдвинув свою кандидатуру от «Единой России», не имеющей однозначной поддержки среди городских жителей, Знатков серьезно ограничил свой электоральный потенциал. На выборах в ЗС области 10 октября 2010 года партия победила в городе, но с небольшим отрывом от КПРФ. А на выборах в ГД РФ 4 декабря 2011 года ЕР провалилась, проиграв коммунистам во всех территориальных избирательных комиссиях города от 2% до 17%. При этом Знатков практически не воспользовался инструментами, которыми партия все же обладает. Например, при выборе модели праймериз штаб остановился на закрытой - самой электорально неудачной, вместо проведения публичного голосования с привлечением значительной доли избирателей.
После снятия судом Знаткова с выборов и смены руководства штаба на завершающем этапе кампании произошла корректировка стратегии. Основной акцент был сделан на повышение явки и мобилизацию всех потенциальных сторонников власти при серьезном усилении агитационной работы. При этом сам кандидат в публичном пространстве отошел в тень, а главным ньюсмейкером и агитатором стал новый руководитель штаба А. Карелин, поддержавший своим высоким рейтингом малоизвестного кандидата. Коррекция избирательной кампании и нейтрализация внутриэлитных конфликтов после отставки В. Юрченко серьезно повысили шансы Знаткова на победу, однако, из-за ошибок в агитационной работе не удалось добиться серьезного электорального преимущества над основным оппонентом.
Агитационная работа
Делая ставку на фоновую работу, штаб не смог организовать эффективное освещение работы мэрии, особенно это касалось негативных для городских властей информационных поводов. В СМИ ежедневно обсуждалась плохая работа муниципалитета в коммунальной и социальной сферах - несвоевременная уборка снега, двойные тарифы на горячую воду, состояние дорог, очереди в детские сады и т.п. К тому же СМИ регулярно предоставляли площадки оппонентам Знаткова.
Значительные ресурсы были потрачены на улучшение эмоционального фона и социального самочувствия. Однако вместо образов, вызывающих гордость за свой город, с 1 марта по всему городу на билбордах и лайтбоксах были размещены баннеры «Все будет хорошо!», «Улыбайся!», «8 марта = весна+любовь». Использованные дизайнерские решения неоднозначны и самобытны, а баннеры «Весна приходит!» на фоне больших сугробов снега, почерневших в первый теплый день, выглядели комично. Со второй половины марта была запущена вторая волна баннеров - фотографии жителей города, представляющие различные профессии (сварщик, учитель и т.п.). Однако их дизайн был чересчур перегружен и не читаем, особенно для проезжающих мимо автомобилистов.
Прямая агитация штабом Знаткова не велась до середины марта, когда появились первые баннеры «Верный выбор - Владимир Знатков». Но они затерялись среди биллбордов и брандмауэров других кандидатов, которые массово размещались с 1 марта. За 10 дней до выборов штаб попытался исправить ситуацию за счет обновления макета и многократного увеличения задействованных поверхностей.
С большим опозданием была запущена уличная агитация. В начале марта с потеплением все ключевые точки на улицах в часы пик были заняты агитаторами Локтя (КПРФ), Ксензова (Родина), Савельева (ЛДПР), Кубанова (СР) и агитационными кубами В. Кучеренко (Партия Дела). Высокая плотность уличной работы поддерживалась оппонентами Знаткова вплоть до последнего дня агитации. Свои пикеты штаб Знаткова выставил только 27 марта, тогда же началось размещение плакатов, буклетов, карманных календарей в защищенных местах (магазины, киоски, автобусы, заправки и т.п.).
В то же время штаб Знаткова не сформировал полноценную сеть агитаторов и избрал наименее эффективный способ доставки печатных АПМ - в почтовые ящики. В результате и так немногочисленные материалы редко доходили до избирателя.
В интернет-пространстве позитивная работа в пользу Знаткова практически не велась, а официальная группа поддержки в сети «вКонтакте» набрала всего 2966 участников. Вся работа штаба свелась к контрработе против Локтя и Ксензова (демотиваторы и ролики).
Отдельно необходимо отметить плохо отработанную тему снятия и восстановления Знаткова в качестве кандидата. Решение суда о снятии Знаткова с выборов нанесло ему серьезный удар в нескольких аспектах: во-первых, поставило вопрос о реальной поддержке властью своего кандидата, во-вторых, сформировало образ нарушителя закона, в-третьих, запутало его сторонников - будет он участвовать в выборах или нет. Однако ни снять эти вопросы с помощью СМИ и агитации, ни обратить в свою пользу, мобилизовав свой электорат, как это сделал Денин на выборах губернатора Брянской области, штаб Знаткова не смог.
Избирательная кампания оппозиционных кандидатов
Наиболее знаковые представители парламентских партий начали обсуждать избирательную кампанию заблаговременно, обозначив возможность своего участия. Однако все они оказались не готовы к досрочным выборам, и, уже в ходе кампании решали с какой целью они выдвинулись.
Для Анатолия Локтя главный вопрос, на который, возможно, сам до конца не ответил: готов ли он взять власть и возглавить город или предпочтет проиграть 3-5 процентов «административному ресурсу и фальсификациям», чтобы продолжить в Москве внутрипартийную борьбу за пост лидера партии. Отсутствие жесткой протестной риторики в ходе кампании Локтя и встреча в Кремле с Володиным до подачи документов на выдвижение показали, что кандидат от КПРФ сомневается и добивается от федерального центра неких гарантий. Возможно, после отставки Юрченко коммунисты в очередной раз договорились с Толоконским и Городецким о почетной капитуляции Локтя, получив взамен негласную поддержку на следующих выборах в ГД РФ и соблюдение интересов ФПГ, поддерживающих КПРФ в области.
Шансы Ильи Пономарева на избрание мэром изначально оценивались как нулевые. Его цель - подготовка к выборам в Государственную Думу в 2016 году по одномандатному избирательному округу и формирование базы идейных сторонников среди городской интеллигенции. Избирательная кампания велась главным образом в интернет-СМИ и социальных сетях. Он единственный из кандидатов реализовал свое программное (урбанистика и городское планирование, реальная поддержка инноваций) и имиджевое (молодой профессионал в инновациях со связями в Москве и за рубежом) позиционирование. В конце кампании снял свою кандидатуру в пользу «единого кандидата оппозиции», чтобы набрав 3-5% не получить образ политического неудачника.
Андрей Ксензов своим уходом из правительства области и участием в выборах перехватил инициативу на старте кампании и переключил внимание СМИ к себе в тот момент, когда затухал информационный повод отставки Городецкого. В начале марта его кампания была самой активной - повсеместные уличные пикеты с флагами «За Ксензова!» с раздачей буклетов и листовок, масштабная наружная реклама «За Ксензова! Важен ваш голос!». Однако после отставки Юрченко Ксензов фактически остановил свою кампанию, а после истечения сроков возможного снятия Знаткова снялся с выборов, выступив в роли технического кандидата власти.
Оценивая кампании оппозиционных кандидатов необходимо отметить, что хороший уровень АПМ, активная уличная работа и повсеместная наружная реклама обеспечили серьезный рост узнаваемости кандидатов. Выборы в Новосибирске редкий пример того, как оппозиция захватила инициативу в избирательной кампании и удерживала ее практически до конца кампании. Объединение части кандидатов вокруг Локтя подчеркнуло его имидж как единственного реального оппонента власти и, возможно, мобилизовало протестный электорат в его пользу. К тому же сам факт объединения стал хорошим информационным поводом за неделю до выборов.
Традиционно активно оппоненты власти работали в социальных сетях и форумах на протестной повестке, но в отличие от кампаний в других регионах были примеры своеобразной вирусной агитации, например, ролик «Все танцуют Локтями». Также можно отметить договоренность А. Кубанова с одним из крупнейших новосибирских сообществ в социальной сети вКонтакте «Типичный Новосибирск» (138 тысяч подписчиков) о размещении его информации на главной странице сообщества.
Click to view
Особенности избирательной кампании в Новосибирске
- Впервые за последние годы отставка губернатора произошла уже в ходе кампании, а не после ее завершения. Раньше федеральный центр предпочитал прямо не вмешиваться во внутриэлитные конфликты в ходе выборов в регионе;
- Низкий интерес со стороны федерального центра к самым крупным досрочным выборам, что проявилось в небольшом количестве публикаций в федеральных СМИ и показательном невмешательстве в ход избирательной кампании со стороны федеральных структур;
- Отсутствие четкой, внятной и логически выстроенной стратегии и целостного позиционирования у каждого кандидата. Единственный кандидат, предложивший содержательную доминанту и построивший на ней свою кампанию, стал Илья Пономарев («Умному городу - умную власть»), однако его программа не получила широкого распространения. Большинство кандидатов не стали эксплуатировать завышенные ожидания населения, такие как: «Новосибирску - особый статус», «Столица Сибири», «Третья столица России», «Хватит кормить Москву!» со всеми вытекающими из них преференциями для горожан. Единственный кандидат, обративший внимание на многолетние запросы новосибирцев - Дмитрий Савельев (ЛДПР);
- Фанатичный возврат местных политконсультантов в технологии 90-х, со всеми вытекающими из этого поджогами, стрельбой и похищениями. Вероятно, они перед кампанией устроили массовый просмотр фильма «День выборов» :)
- Участие в выборах нескольких сильных кандидатов, при отсутствии у них четкого позиционирования, и слабая агитационная работа кандидата власти привело к сохранению в ходе всей избирательной кампании значительной доли (около половины) неопределившихся избирателей.
Прогноз итогов выборов
В отсутствии валидных данных социологических опросов невозможно сделать достоверный прогноз голосования. Однако, исходя из анализа хода избирательной кампании, можно прогнозировать победу Владимира Знаткова с вероятностью избрания порядка 60% против 40% у Анатолия Локтя. При этом электоральный отрыв, вероятно, не превысит 7%, а победитель вряд ли наберет более 40% голосов.
Запасаемся попкорном и наблюдаем за работой черных технологов :)
Рисунок первоклассницы Таи из гимназии Горностай, сделанный на уроке рисования. Тему девочка придумала сама, что демонстрирует избыток информации о предстоящих выборах.
Большое спасибо моей жене, Ульяне Пьянковой
msulyanka, за соавторство!