С удовольствием хочу поделиться с вами, дорогие мои читатели, с весьма интересными рассуждениями, которые мне на этой неделе посчастливилось послушать из уст доктора психологических наук, профессора, академика Российской̆ академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директора Федерального института развития Александра Григорьевича Асмолова.
Речь шла о современном образовании. Я изложу тезисно то, что привлекло мое внимание в выступлении. Изложу так, как я услышал и осмыслил сказанное.
Согласитесь, интересно начать выступление броской фразой: «Больше всего бойся того, кто скажет: "Я знаю как надо". Итак…
Человек, стремящийся к развитию неизбежно испытывает комплекс недообоазованного человека. Испытывать комплекс Сократа - это хороший маркер личностного развития.
В течение многих столетий мы жили в системе образования средневекового епископа Яна Каменского - это фабрика создания усреднённого человека. Ученик и учитель, один даёт, другой берёт. Пространство урока - это монологическое общение и потому оно авторитарно.
Крайне важно иметь не только авторитет власти, но и власть авторитета.
Величие любого ученого заключается временем в течение которого он задержал развитие в рамках своей теории.
Три вызова нового времени:
1. Вызов неопределенности. Сегодня уровень неопределенности несравненно выше.
2. Вызов разнообразия. Прогресс - это всегда движение к разнообразию.
3. Вызов сложности. Мы никогда не жили в таком многомерном и сложном мире.
Потому должно меняться и наше мышление и наше образование, но мы по-прежнему упорно пытаемся использовать старую модель образования.
Три способа передачи знаний:
1. Традиции
2. Через инструкцию, через обучение, учитель-ученик
3. Обучение в ситуации неопределенности. Непонятно кто кого учит. Иное поколение по другому входит в этот мир.
Новая школа должна обладать несколькими иными моментами. И здесь важно напомнить объективно понятное - если человек знает зачем, то он найдёт любое как. А значит, и выдержит любое как.
Система образования - это школа передачи не просто знаний, а мотивов и смыслов. Должна работать формула "не сочтёмся знаниями, а смыслами". Систематизированные книги, например серия книг Сбербанка, можно рассматривать как создание общего кода культуры и смыслов корпорации. Любое образование должно быть смысловым образованием.
Одновременно, любое образования сегодня - это школа неопределенности. Задача русских сказок - пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Ныне другие типы задач с многозадачностью и неоднозначными вариантами решений.
Ещё один аспект. Общение в школе и детском саду - это мотивирующее образование и вариативное образование, как ответ на объективное многообразие. Либо мы готовим адаптантов, либо тех, кто будет готовым к изменениям и новым компетенциям. Строевое образование - это пространство одномыслия или безмыслия и это пройденный этап.
Психологи в отличие от политиков ставят эксперименты с пациентами только с их согласия.
Что менять, если что-то не получается? Надо менять людей или учить их? Личность кончается там, где вместо развития человек начинает жить по форме «Что изволите?». Все устраиваются, а когда же жить начнёте? Быть или не быть человеком в эпоху перемен - вот в чем вопрос.
С личностью происходят удивительные вещи. Сегодня человек не привязан к профессии. Сегодня мы их меняем и пытаемся объять необъятное. Изменять себя через образование - одна из основных мотиваций к выживанию.
Если человек обучатся, у него всегда есть перспектива. Личность как индивидуальность движется поверх барьеров и может изменяться независимо от возраста. Не надо путать только демографический возраст с психологическим. Развитие возможно в любом возрасте.
Психологический возраст личности. Соло для часов с боем. В этом спектакле все были опрокинуты в прошлое, старость - это жизнь в прошлом. Ретроспектива мотивации или перспектива мотивации. И это внутренний выбор человека.
Диагностика к толерантности к будущему и неопределенности. Если это есть в человеке, значит у него есть нужный ресурс для развития и эффективности.
Каждый слышит и понимает по своему. Я лишь поделился теми мыслями, котрые меня заинтересовали и над которыми я задумался. И излоэил я их уже частично в своем переложении. Если есть желание, то само выступление можно посмотреть по
этой ссылке.
С наилучшими пожеланиями, Дмитрий Гурулёв.