Очередные изменения претерпело уголовно-процессуальное законодательство (ФЗ№194 и 195 от 11.07.2011). Данные изменения коснулись вопросов порядка хранения и уничтожения вещественных доказательств в виде изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных веществ и т.п., а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды.
Эти предметы после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в установленном порядке, о чем составляется соответствующий протокол. И что примечательно, в соответствии с ссылкой составляется ПРОТОКОЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. O_o
Согласитесь, можно сделать вывод, что законодатель приравнял действия следователя (дознавателя) по решению вопроса о судьбе вещественного доказательства такого характера к следственным действиям наравне с допросами свидетелей, осмотром места происшествия и т.п.
По моему мнению, вопрос не повлечёт проблем в правоприменительной практике, но для теории уголовного процесса - это в определённой степени коллизия. Для не юристов поясню, что следственные действия всегда направлены на сбор и процессуальное доказательств, все остальные считаются процессуальными действиями, это такие как продление сроков расследования и содержания под стражей, признание потерпевшим и гражданским истцом и прочие.
Во внесенных изменениях так же сказано, что к материалам дела должен быть приобщен достаточный для сравнительного исследования подлежащего уничтожению или переработке образец вещественного доказательства.
Вопрос о реализации или уничтожении вещественных доказательств, обеспечить хранение которых невозможно, а также при невозможности их возврата владельцу или с его согласия, а также вещественных доказательств, изъятых из незаконного оборота, решается судом в ходе предварительного расследования по ходатайству следователя или дознавателя, поданных в установленном законом порядке.
Также изменения претерпели нормы уголовно-процессуального закона, касающиеся проведения предварительного слушания судом по уголовным делам, по которым одним из обвиняемых заявлено ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей.
В соответствии с изменениями уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.
Вопрос о выделении или невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство, в вышеуказанном случае, в соответствии с п.7 ч.1 ст.236 УПК РФ решается судьей по результатам предварительного слушания по делу.
А вот эти изменения давно напрашивались, и хорошо, что они состоялись. Теперь суды не будут возвращать на этом основании дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Вполне логично, что они самостоятельно при необходимости могут это сделать.
В этой связи сам собой напрашивается следующий ход законодательной мысли - уже пришло время вернуть право суду самому уголовные дела дела соединять в одно производство. Среди моих читателей есть представители депутатского корпуса страны, кто знает, может и эта, диктуемая объективной правоприменительной необходимостью, идея обратит на себя внимание.
Posted via
LiveJournal app for iPad.