Сегодня наконец ко мне на газа попался субботний номер газеты "Тамбовская жизнь" со статьёй Ольги Новак, которой я дал интервью по вопросам соблюдения образовательными учреждениями области законодательства о физкультуре и спорте. Тема актуальная, особенно с учетом приближающегося начала нового учебного года. Не буду затягивать со вступлением, предлагаю вниманию текст названной статьи.
Физкульт-ура, или Куда уехал «конь».
Дополнительный третий час физкультуры в школе постепенно становится не «дополнительным», а вполне нормальным явлением. Да и как иначе, если, с одной стороны, президент неустанно напоминает о необходимости заботы о здоровье подрастающего поколения, а забота эта без внимания к физическому развитию невозможна, с другой, - стоит только оглянуться вокруг, как станет ясно: многим молодым людям явно не хватает физической нагрузки, движения. Так что - физкульт-ура!
Но одно дело прокричать ура и даже отрапортовать, а совсем другое - обеспечить необходимые (всего лишь) условия для занятия физкультурой в школах.
Проведенная прокуратурой области проверка, в ходе которой обобщалась практика соблюдения законодательства о физкультуре и спорте в деятельности образовательных учреждений, выявила немалое количество недочетов, недостатков, а то и серьезных нарушений.
- Результаты проверки указывают на неудовлетворительное состояние большей части спортивных залов и площадок, недостаточное обеспечение их оборудованием, что свидетельствует о недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджетов различных уровней, и может повлечь нарушение прав детей как на охрану здоровья, так и на освоение учебных программ, - подчеркивает заместитель прокурора области старший советник юстиции Д. Гурулёв.
Разного рода недостатки и нарушения выявлены как в городских, так и в сельских школах, в школах-филиалах и образовательных заведениях, претендующих, судя по названиям - «лицей», «гимназия», - на определенную элитарность, а значит, и высокое качество обучения, включая физкультуру. Впрочем, возможно, руководство подобных «элитных» учебных заведений полагает, что их учащимся физическое развитие вовсе и ни к чему, одного умища достаточно. Гадать можно сколько угодно, но факт остается фактом: в спортивном зале Моршанской гимназии заниматься нельзя, потому что «травмоопасно», как сухо сказано в материалах проверки.
Разного рода проблемы с помещениями, в которых располагаются спортивные залы, не исключение, а почти что печальная норма. Например, из двадцати четырех образовательных учреждений Рассказово и Рассказовского района девятнадцать размещаются в типовых зданиях. Тем не менее в двенадцати учебных заведениях спортивные залы не отвечают нормативам площади, да и с помещениями, в которых они устроены, тоже не все в порядке: в частности, в первом и втором корпусе средней школы № 4 Рассказово уроки физкультуры проводятся в приспособленном помещении, а в корпусе № 4 школы № 3 спортзал размещается в полуподвале.
Ну а в тех школах, где спортзалов нет, занятия проводятся в коридорах, на спортплощадках, в Татарщинском филиале под спортзал приспособили класс. Спортплощадки, призванные спасать ситуацию, задачу выполняют лишь отчасти, причем не только из-за нехватки средств, но и из-за халатного отношения руководства школ. Кто, как не руководители школ, должны были обеспокоиться тем, что, скажем, в Телешовском и Рождественском филиалах Платоновской школы площадки, расположенные около дороги, пусть и сельской, не огорожены? Какого доброго и трудолюбивого дядю ждут в школе № 4 Рассказово? Здесь на спортплощадках разных корпусов валяются строительный мусор, плиты перекрытий, битое стекло. В корпусе № 4 этой же школы спортплощадка для игры в футбол вместо того, чтобы радовать глаз приятной зеленью газона, покрыта старым асфальтом с многочисленными трещинами и выбоинами. А в корпусе № 1 футбольного поля вообще нет, как нет баскетбольной и волейбольной площадок, беговой дорожки... В этой школе, как и во многих других, не хватает спортивного оборудования и инвентаря, в корпусе № 4, видимо, практически не занимаются гимнастикой: здесь нет гимнастических брусьев, да и «конь» давным-давно куда-то «ускакал».
- Отсутствие спортивных залов, недостаток оборудования и инвентаря отмечается в школах Моршанска и Моршанского района, в Бондарском, Мичуринском районах, в Ленинском районе Тамбова и в ряде других районов области. Нарушения требований санитарных правил, предъявляемых к размещению, площади, набору помещений и санитарному состоянию спортивных залов, выявились как в сельских районах, так и в городах: в Пичаевском, Сампурском, Моршанском и ряде других районов, в городах Мичуринске, Моршанске, Тамбове, - говорит Д. Гурулёв.
При желании, вернее, при соответствующей мере безразличия или беспечности можно сказать, что ничего особенного в большей части выявленных недостатков нет. Мол, так всегда было. Лыжи дети из дому носили, стометровку бегали по асфальту, в футбол играли, только если недели две не было дождя, - и ничего, никто не умирал от этого, даже еще здоровее, чем нынешние, были. Может, и так, но не совсем. Скорее всего, тот маленький руководитель, что будет отстаивать подобную точку зрения, давным давно перестал экономить на необходимом в своем личном хозяйстве. Ну а если так, то надо учиться находить способ обеспечить необходимый минимум инвентаря, оборудования и соблюсти минимальные же необходимые требования санитарных правил не только в личном пространстве, но и в общем. Особенно, когда речь идет о деле, напрямую связанном со здоровьем подрастающего поколения.
Тем более что принцип остаточного внимания и финансирования может в самом прямом смысле оказаться опасным для жизни и здоровья. Трагическим примером этого стало происшествие в начале июня этого года, когда с внешней стороны зала восточных единоборств ДЮСШ № 3 областного центра, давно нуждающегося в качественном, в отличие от проведенного несколько лет назад, капитальном ремонте, на коляску с грудным младенцем упал кусок штукатурки, и ребенок с тяжелыми травмами был госпитализирован.
- Выявленные факты свидетельствуют о недостаточном контроле за исполнением законодательства об образовании органами местного самоуправления и самими образовательными учреждениями, - подчеркивает Д. Гурулёв. - Необходимо все допущенные нарушения устранить немедленно, виновных привлечь к ответственности.
Ольга НОВАК.