Современная поп-индустрия обманывает авторов песен, - считает Бьорн Ульвеус (ABBA). - Песня, а не альбом, правит современной поп-музыкой, но оплата авторов в лучшем случае неэффективна. Срочно нужна новая модель!
В 1973 году ABBA пригласили представить песню в качестве заявки Швеции на песенный конкурс Евровидение. У нас была прекрасная песня: она называлась Hasta Mañana. Это была баллада, она была запоминающейся и звучала так, что она была бы хороша на песенном конкурсе «Евровидение». Только мы поехали не с ней. Вместо этого мы выбрали Ватерлоо, аналогов которой мы никогда не слышали на Евровидении раньше. В том-то и дело: я думал, что мы можем занять шестое или седьмое место, но люди, которые смотрели шоу - люди за пределами Швеции, которые никогда не слышали про ABBA - будут помнить нас. Это был огромный, рассчитанный риск, и он окупился так, как мы никогда не могли себе представить.
Если бы я был сегодня молодым автором песен, я не уверен, что пошел бы на такой риск, потому что мир написания песен изменился. В результате я заказал отчет в сотрудничестве с MIDiA Research, чтобы предоставить основанный на фактах обзор того, как автор песен вписывается в современный музыкальный бизнес в культурном, творческом и коммерческом плане. Меня только что назначили президентом CISAC, международной некоммерческой организации, которая продвигает права и защищает интересы авторов по всему миру. Я не хотел указывать пальцем или обвинять кого-либо, я хотел сделать что-то конструктивное, что бы музыкальная индустрия и меломаны могли бы прочитать и, надеюсь, согласиться с этим.
Изменение баланса экономики песен показывает, что мы живем в эпоху, когда песня - основа всего, в то время, как альбомы раньше были форматом потребления. Доминирующей валютой в стриминге являются отдельные песни. Данные показывают, что когда люди используют потоковую платформу, такую как Spotify, они ищут больше песен, чем исполнителей. Это означает, что авторы песен важнее, чем когда-либо, но если вы сочинитель песен, - система не работает.
Роялти за исполнение песен на телевидении и радио в долгосрочной перспективе снижаются, потому что аудитория перешла от эфирного телевидения и радио к альтернативам по запросу. Физические продажи музыки и доходы от синхронизации - когда вознаграждаются как артисты, так и авторы песен - продолжают падать, что означает уменьшение гонораров за механику для авторов песен. У них нет других способов сделать деньги доступными для артистов - никакого разнообразия доходов: авторы песен не гастролируют, не продают футболки и другие товары. По сути, весь их доход поступает от песни.
Стриминг изменил все, но авторы песен идут последними в очереди за гонорарами за стриминг. Система работает таким образом, что за миллион подписчиков потоков независимый лейбл может заработать более 3000 долларов, в то время как автор песен может рассчитывать на заработок от 1200 долларов до 1400 долларов, и даже в том случае, только если он является единственным автором песен на треке. Если вы написали песню в соавторстве, эти деньги делятся между вами и вашими соавторами. Таким образом, в среднем авторы песен зарабатывают от трети до половины того, что зарабатывают артисты. Если мы живем в «песенной экономике», это несправедливо: необходимо изменить распределение гонораров, чтобы отразить это.
Дело не в том, чтобы стать богатым. Речь идет о том, чтобы новые авторы песен могли развивать свое мастерство и получать справедливое вознаграждение за свой труд. До Abba у нас с Бенни Андерссоном было своего рода ученичество в области написания песен, почти 10 лет в Швеции, где мы писали вместе и порознь, улучшая то, что мы делали. У вас не может быть этого времени - или творческой свободы, которую нужно совершенствовать - без гонораров. Если вы не зарабатываете достаточно, чтобы содержать себя, вам придется браться за другую работу, а это значит, что вы не можете сосредоточиться на том, чем хотите заниматься.
Есть и другие проблемы, которые по-прежнему делают вознаграждение авторов песен несбалансированным. Потоковое вещание привело к огромному объему и более быстрому обороту музыки. Это сократило концентрацию внимания слушателей и привело к созданию моментальной формы написания песен. Есть сборники, где авторы и артисты собираются вместе на день, и должны закончить сочинение песни к вечеру. Или есть опора на небольшую группу элитных авторов песен, организованных в команды, чтобы придумать машинные хиты, «оптимизированные для потоковой передачи».
Это индустриальный процесс, который создает атмосферу, препятствующую любому риску или творчеству, что еще больше усложняет автору достижение любого первоначального успеха. Конечно, в такой атмосфере у нас с Бенни не было бы ни единого шанса! Мы когда-то писали только 13 или 14 готовых песен в год, мы безжалостно отбрасывали все, что мы считали посредственным, и работали и работали над идеями, которые, как мы считали, были хорошими.
Стриминг привел к двухуровневой системе музыки. Есть «фоновые» (lean-back) песни, треки, которые просто проигрываются в фоновом режиме в плейлистах, функциональная музыка, которую вы почти не замечаете: есть целые расслабленные плейлисты, предназначенные для учебы или отдыха, заполненные специальным наполнителем. И есть «побудительные» (lean-forward) песни - треки, которые вы активно ищете и на которые нажимаете, треки, которые вы хотите послушать, современный эквивалент похода в музыкальный магазин и покупки чего-то вместо того, чтобы слушать это по радио и игнорировать это. Почему не следует делать различия в гонорарах за эти два типа песен? Авторы песен должны получать более высокие гонорары за «побудительные» песни, чем за «фоновые» треки. Вы можете добиться этого, измерив, искали ли пользователи трек, ссылались на него или добавляли его в свою коллекцию.
Есть и другие возможные решения. Лейблы звукозаписи могли бы поощрять модель «автор песен по месту жительства», когда артисты объединяются с авторами песен на стадии сочинения, в качестве долгосрочного партнерства: чтобы авторы фактически становились частью группы и получали регулярную зарплату. Это радикальное решение, и оно потребует воображения, чтобы подобрать подходящих личностей, но это не беспрецедентно - подумайте о Робби Уильямсе и Гае Чемберсе в конце 90-х и начале нулевых, художнике и профессиональном композиторе, работающих вместе, чтобы создать творчество, и в результате получилась действительно интересная музыка.
В отчете есть еще один очень важный вопрос: об изменении способа распределения денег в системе на «фан-ориентированную» модель. Чтобы гарантировать справедливую оплату всем авторам песен, я предлагаю стриминговым сервисам распределять свои гонорары в зависимости от поведения отдельных слушателей. Подписку следует разделить на количество песен, которые слушатель сыграл за месяц. Это придает каждой песне ценность. Если подписка стоит 9,99 доллара и слушатель сыграл 10 песен Трио Арне Янсена в этом месяце, каждая песня будет стоить 0,99 доллара, почти доллар, и именно эта сумма будет выплачена трио. При нынешней системе [где артисты получают свою пропорциональную долю от всех прослушиваний на платформе], вы можете быть уверены, что песни Арне будут стоить ноль-ноль-чего-то в долларах.
Я не собираюсь предлагать нам повернуть время вспять, чего вы, возможно, ожидали от пожилой поп-звезды. То, что произошло за последнее десятилетие, может быть невероятно позитивным для авторов песен. По обе стороны Атлантики началось движение, набирающее обороты во время пандемии: 2021 год обещает стать годом песни.
The Guardian