Иногда очень интересно рассматривать рисунки на старых швейных машинах. Они конечно выцвели и потёрлись, но всё равно в них есть что-то древнее, даже архаичное, идущее из глубины времён. И цветовая гамма такая торжественная - золото на чёрном лаке.
Раньше эти рисунки были богаче, интереснее, потом стали гораздо скромнее. А когда швейные машинки перестали красить в чёрный цвет - рисунки ушли совсем. Это было заметно на электрической машинке «Тула». Она была выпущена в шестидесятые годы и была окрашена в спокойный зеленоватый цвет. И никаких рисунков. У моей бабушки Зои были две машинки - подольская и та самая «Тула».
Бабушкины машинки были для меня в детстве «запретными механизмами». Ведь бабушка много шила и для нас, и для себя, и на заказ, и эти механизмы - это ж был её «хлеб». А я по своему детскому неразумию мог их испортить. И если к подольской ещё можно было подходить, трогать руками и рассматривать те самые рисунки, только не нажимать на педаль, то «Тулу» бабушка берегла пуще глаза, и показывала её мне крайне редко.
Это было настоящим праздником для меня - прикоснуться к её гладкой полированной поверхности, принюхаться к запаху. А запах... Вернее, смесь запахов машинного масла и нафталина. Машинка ведь хранилась в чулане, где нафталин властвовал безраздельно. Мне в детстве так нравился его запах.
А эти машинки я увидел в нашем новоуральском магазине «Кислис», где продают женскую одежду.
Смотрите, это ведь сфинкс. С человеческим лицом, телом льва и крыльями. Почему на советской швейной машинке появился сфинкс? Откуда эта архаика? Сфинкс и одновременно герб СССР. Или этот сфинкс перешёл на советские машинки в наследство от «Зингера»? Сфинкс считался существом символичным. Мощь льва и разум человека. И вечная загадка.
На других машинках в магазинной мини-выставке уже сфинкса нет. Видимо посчитали его несоветским символом и убрали.
Тут вместо сфинкса - надпись «СССР».
И номер, как на оружии. Серьёзно же относились в Советской стране к швейным машинкам.