Вчера услышал свежие «байки ядерного века». Не знаю, насколько они правдивы, но ведь для баек необязательно быть правдивыми. И первый мой рассказ будет про человека со спиртом. Вообще, наш ядерный комбинат и спирт - это сочетание породило огромное множество разных рассказов. Только представьте - у людей на работе просто разливанное море спирта. И контроль за ним не так, чтобы очень свирепый. Почему-то при обогащении урана спирт использовался очень широко.
Спирта на работе было столько, что его хватило бы на миллион самых запойных алкоголиков. И на три миллиона людей, пьющих умеренно. Но с работы домой его никак не вынесешь, потому что охрана бдит. И на работе опять же не выпьешь, потому что начальство тоже бдит, и ему, начальству, пьяные работники атомного проекта ну, никак не нужны.
Кстати. Пока писал это вступление, вспомнил ещё один рассказик на ту же тему. Но это уже так, из «классики жанра».
-Одним нашим знакомым нужно было идти на сплав, а водки в магазинах не было…
Сплав, особенно по бурным весенним рекам - это всегда испытание. Можно свалиться с катамарана и искупаться в холодной воде, можно промокнуть под дождём. А можно и промокнуть, и искупаться одновременно. А вокруг холод собачий. И чем в таком случае греться? А согреться иногда необходимо, иначе заболеешь. А пока костёр разведёшь, да ещё под дождём. В общем, без водки никак, а её в магазинах нет. Время такое было горбачёвское, талонное. В магазинах водки нет, а на работе спирта хоть залейся. Но не вынести.
-И спас тогда их один молодой парнишка.
Он вспомнил, что существует ведь машина для запаивания полиэтиленовых пакетов. Можно сделать пакетик практически любых размеров и запаять его герметично. Налить туда спирт, запаять. А потом этот пакетик можно засунуть куда-нибудь, например, внутрь нижнего белья. Он же плоский, незаметный. И охрана на выходе на него внимания не обратит. В то время весовой контроль на проходных ещё не был введён. Это сейчас тебя взвешивают, когда ты на комбинат заходишь, взвешивают, когда выходишь. И если расхождения веса на входе и выходе значительны, то это повод для охранников присмотреться к тебе внимательнее. Тогда же такого не было.
-И вот так, постепенно, по двести граммов за день они весь спирт для сплава и перетаскали.
Рассказик второй. Непосредственно про человека со спиртом.
- Поспорил один мужик со своими друзьями, что он вынесет с завода три литра спирта.
Спорили по серьёзному, на ящик коньяка. А я тут подумал. Что если бы этот мужик и спирт бы вынес, и коньяк выиграл, то куда ему столько? Это ж можно и друзей всех споить, и родственников. Но байка, она байка и есть, в ней и не такое бывает.
В общем, налил этот мужик нужные себе три литра спирта в банку и понёс на проходную. А там стоят солдаты и спрашивают у нашего героя.
-Что у вас в банке?
-Спирт.
-Не положено спирт с завода выносить. Не пропустим.
-Ну, это я сейчас с комендантом договорюсь, он разрешит.
Пошёл мужичок объясняться с комендантом. Наверное, тогда на каждой проходной был собственный комендант. И сидел он где-то неподалёку. Приходит и показывает этому коменданту маленькую мензурку с тем же спиртом.
-Вот, у дочери ушко заболело, можно мне немного спирта домой взять?
Комендант, конечно же, пожалел бедного отца. Если уж такая беда случилась, пусть возьмёт немного спирта, дочери ушко промыть. Высунулся он в коридор и кричит своим солдатам:
-Мужика со спиртом пропустите!
А мужичок подхватил свою трёхлитровую банку и спокойно вышел через проходную в город. Сказали же - пропустите со спиртом. Вот и пропустили. А с мензуркой крошечной его пропускать или с трёхлитровой банкой - этого ведь не сказали.
И последняя история. Про санки. Ну, это уж вообще «бродячий» сюжет, что-то подобное я читал и раньше. Один мужик сделал на работе алюминиевые санки. Вообще, всякая побочная продукция, сделанная в цехах нашего комбината, отличалась добротным исполнением и была иногда намного качественнее вещей, купленных в советском магазине. Сделал мужик эти санки и хотел с ними на рыбалку ходить. А опять же вынести надо через проходную.
Нашёл он где-то большую ржавую задвижку для водопроводной трубы. Положил её на свои санки. Везёт, пыхтит. Солдат, увидев это, спрашивает:
-У вас есть на это оборудование материальный пропуск, чтоб вывезти его с территории комбината?
Мужик начал оправдываться.
-Да какой тут пропуск. Это же задвижка водопроводная, наши там, за углом водопровод чинят, надо им отвезти.
Долго они препирались с солдатом по поводу задвижки. Солдат ни в какую не выпускал мужичка без материального пропуска. Наконец, мужичок сдался, свалил задвижку где-то перед воротами и пошёл через проходную «пустой». Типа, пошёл объяснять рабочим, что эту железину солдат не пропускает. Хоть он и «пустой» пошёл, на выход, но, как вы уже догадались, с санками на верёвочке. Солдат успокоился и на санки внимания не обратил. Такие вот три истории из нашего не очень давнего прошлого.