Я хотел написать пост о том, что можно найти в той куче разных бумаг и бумажек, которые «приговариваются к сожжению» в нашей церкви. Я ещё вернусь к этому и обязательно такой пост напишу. А пока - вот. Журнал «Кормчий» за 1897-й год. Взято оттуда же, из «приговорённых» бумаг. В моих руках - целая подшивка журнала. Журнал издавался еженедельно. И если подшивка охватывает весь год, то в ней должно быть 52 номера.
Стоил он по тем временам десять копеек и был религиозно-нравственным народным журналом. Сначала я не обратил на него внимания, потом разглядел. Большая часть статей этого журнала именно такая, религиозно-нравственная. О вере православной, об иконах и праздниках, о паломнических поездках к святым местам. Много внимания уделяется борьбе с расколом и сектантами. Есть выдержки из дневников Иоанна Кронштадтского и исторические очерки. Но есть и разные случаи из жизни, обзоры текущих событий, есть даже реклама. Красивые гравюры и заставки.
Я открыл подшивку журнала наугад. И сразу наткнулся на статью «Царская милость к полякам». Хотел почитать, чем же именно облагодетельствовал царь поляков, но надо было бежать домой. А пришёл домой, сижу, ищу, да так и не нашёл той самой статьи с «милостью», подшивка-то большая. Ничего страшного, потом найду. Думаю, что не раз ещё вернусь к этой «бесконечной» подшивке.
Читать тексты с фотографий не очень удобно, поэтому что-то буду просто перепечатывать. Вот пример рекламы - «Лекарственная трава Кузьмича». Кто такой этот Кузьмич, не сообщается.
Эфедра (Хвойник ягодный) нового майского своего сбора сосновых лесов. Высылаю во все места России за деньги и наложенным платежом. Цена №1-й высокий сорт отборная смолисто-бальзамического свойства с корнями: «боровая» 5 руб. фунт. №2-й «Боровая» 3 руб. фунт. Подробное наставление (для приготовления), разрешённое начальством, прилагаю при траве бесплатно. При трёх фунтах 2-го номера (Эфедры) и при двух фунтах 1-го номера прилагается брошюра о Эфедре, ея свойствах и способе лечения: Ревматизма, катаров, одышку, кашель, малокровие и правильное восстановление пищеварения. Адрес: г. Бузулук Самарской губернии, в склад хвойника Сергею Зиновьеву Орлову. (Для телеграмм: Орлову) 2-2.
Немножко несуразный текст, зато дозволен цензурою. Цензор - священник А. Гиляревский. Правда непонятно, что именно дозволено печатать - только рекламную страницу или весь номер журнала.
Объявления о чудо-траве, которая помогает и от катара, и от кашля, встречаются довольно часто. Наверное, дело сбора эфедры было поставлено у бузулучан широко.
Гравюра с видом реки Иордан. К статье «Письма о Святой Земле».
Ещё обложка. Или это не обложка, а лист сразу после обложки. Обложка же была из более толстой бумаги. Наверное, все обложки с журналов удалили, когда соединяли их в подшивку. Виден синий штамп монастырской библиотеки. «Боголюбский женский общежительный миссионерский монастырь, Красноуфимский уезд». Может быть, кто -то забрал эту подшивку из разгромленной в первые годы Советской власти монастырской библиотеки и долго хранил её у себя. А потомки перевезли её в наш город.
Изображение Страстной иконы Божией Матери. Празднование сей иконе 13-го августа (естественно, по старому стилю). Вокруг изображения иконы - статья о житии Василия Блаженного.
Я хотел вместо милости к полякам переписать текст о малолетних курильщиках. Но «курильщиков» потерял, а «поляков» внезапно нашёл. Вернусь к курильщикам позже, когда получше изучу всю подшивку.
Обзор событий текущей жизни. Царская милость полякам. На днях обнародован новый замечательный Государственный акт, свидетельствующий о том милосердии и той любви, которыми сердце Царёво преисполнено по отношению ко всем без различия подданным Российского престола. Государь Император в своей заботе о благосостоянии всех своих подданных, соизволил отменить установленный в 1863 году процентный сбор с имений лиц польского происхождения, «уповая, что сей новый знак Монаршего снисхождения вящше побудит польских землевладельцев к мирному развитию своего благосостояния под сенью Российской Державы».
Вины поляков перед русским народом велики и неисчислимы. Несмотря на всю милость к ним русских самодержцев, несмотря на забвение и прощение всех обид и оскорблений, нанесённых русскому национальному достоинству - поляки неоднократно изменнически поднимали на нас оружие и до последнего времени продолжали и продолжают питать против России и всего русского глухую, правда бессильную, но тем не менее упорную злобу.
И вот, ответом на всё это является новая царская милость полякам. Несомненно, вся лучшая часть польского населения, с негодованием относящаяся к интригам и ковам польских политиканов, с искреннею радостью и тёплою сердечною благодарностью встретит эту Царскую милость. Будем-же надеяться, что это значение новой Царской милости поймёт и оценит весь польский народ - и, сознав заблуждения прошлого, и отказавшись от всякого политиканства, в будущем сольётся с остальною массой русского народа в беззаветной покорности и преданности Царскому престолу.
Такая вот милость. С этого момента польские паны, которые владели какими-либо имениями, могли вздохнуть чуть свободнее. А как воспринял это весь польский народ - Бог весть. Хотя, может быть, закон о снижении налогов касался и мелких землевладельцев и домовладельцев. Но мне почему-то кажется, что потомки польских шляхтичей слились с общей массой русского народа только в советское время. Естественно, я говорю только о тех, кто жил среди русских.
И ещё одна заметка. О раскольниках.
Печальные раскольнические типы. Наш раскол, проповедующий о своей вере, как чистом древнем православии, полон таких явлений, которые не только опровергают это, но даже дают повод сомневаться, исповедуют ли раскольники вообще какую-нибудь религию. Мы укажем на два характерные факта из жизни наших раскольников.
Наши читатели помнят, как в Московской Думе интеллигентные старообрядцы отказались при присяге лобызать осмиконечный крест при православном епископе и, и охотно приняли присягу от светского православного лица. (см. Обзор в №8 «Кормчего»). Один из этих интеллигентных представителей раскола праздновал новоселье в своём новопостроенном «средневековом замке».
«Братское слово» не преминуло отметить это событие и поместило следующую заметку: «Уличные газеты с умиление описывали пышность этого праздника В одной из них, самой приличной, мы читали: Залы морозовского дома производят сказочное впечатление... сегодняшний вечер заставил говорить о себе всю Москву...соберётся вся столичная знать...приглашённых до 1000 человек... над устройством и убранством буфета изощряются лучшие кулинары, одно меню составлялось в течение нескольких недель; сервировка стола не уступит королевской... развлечения составлены чрезвычайно интересно».
Ну что же? - скажут - почему не потешиться человеку, для которого пустяки бросить несколько сот тысяч рублей? - Конечно так; но вот в чём дело: всё это лукулловское празднество, все эти сказочные увеселения происходили в субботу под неделю блудного, когда в храмах Божиих, и у православных, и у самих старообрядцев, за всенощным бдением пелись умилительные покаянные псалмы и песнопения - «На реках вавилонских (или на реце Вавилонстей), тамо седохом и плакахом»...«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче»...Как же было не соблазниться и православным, и истым старообрядцам, что интеллигентнейший представитель старообрядчества не нашёл более удобного времени для своего празднества, на котором конечно и присутствовали по преимуществу члены старообрядческих интеллигентных семейств?
Другой тип раскольников обнаружен был при переписи населения империи в Тираспольском уезде Херсонской губернии. Здесь, при переписи населения усадьбы Ковалёвых и Фоминых, оказалось, что обитатели этих мест, раскольники-бегуны, усматривая в переписи признак пришествия антихриста, не пожелали попасть в переписные листы и потому 17 из них были замурованы в стене живыми. Замуровали их раскольники: Феодор Ковалёв и Горжев. В числе замурованных находятся: жена Ковалёва и двое малюток детей. Фанатики арестованы. Ковалёв про свои жертвы хладнокровно показывает, что если они его попросили убить, он убил бы их, а про себя говорит, что и он желал такой же смерти, но некому было его замуровать.
Трудная загадка - наши раскольники! Одни из них удивительным образом примиряют в своей душе, с одной стороны столь горячую преданность мнимому старообрядчеству, что ради его они не стесняются покровительствовать преступным проделкам своих собратьев и публично отказываться от целования осмиконечного креста в присутствии православного епископа, с другой - полное пренебрежение к нравственным требованиям и уставам того же старообрядчества. Другие, невежественно отвергая все божественные обетования роду христианскому о неодоленности церкви и ея благодатных даров и вратами ада всеми силами антихриста, по слепому фанатизму в таком обыкновенном событии, как переписи населения, периодически повторяемой во всех странах света, видят признаки кончины мира и преступно предают себя на самоубийство!
Да, много вреда причиняют русскому государству раскольники-старообрядцы и не поразительно ли бесстыдство их? Ждут и требуют себе каких-то льгот и свободы, но по своим соблазнительным и преступным деяниям не льгот, а наказания должны бы они ждать себе.
Да. Борьба с расколом была нешуточная. И мои предки принадлежали к старообрядцам-бегунам, и их, наверное, тоже заботил этот вопрос - участвовать ли в переписи населения или замуровать себя в стену. А я с вами прощаюсь. Найду что-нибудь интересное в подшивке журнала - выложу. Хотя, тут интересно всё. Каждое подлинное слово людей ушедшей эпохи.