Когда умирает старый краевед...

Jan 13, 2023 01:06


Сегодня исполняется пять лет нашему новоуральскому краеведческому сообществу. Я попробую ещё написать об этом событии. А пока, пусть будет вот такой текст. Он о краеведах и краеведении. Такое вот горькое размышление о месте краеведа в сегодняшнем обществе. Не знаю уж, кто этот текст написал, он явно взят из Интернета.. И хотя наши городские краеведы находятся в чуть лучшем положении, но проблемы всего краеведения этот текст отражает довольно точно.

Умирает старый краевед и с ним умирает огромный кусок нашего прошлого. Безвозвратно теряется целый пласт памяти, охватывающий подчас не десятилетия даже, а века. Исчезают уникальные фотографии, минеральные образцы, окаменелости неведомых науке животных, редчайшие монеты, археологические артефакты. То есть, безвозвратно.





А в чём причина? В одиночестве, в том что краевед зачастую невероятно одинок, трудится он, предоставленный самому себе, скажем так, «в полной изоляции». Ему мало кто помогает. Нет никого, кто взял бы на себя заботу об архивах и коллекциях старого исследователя. Иногда краеведу везёт - в районе складывается небольшой коллектив краеведов-единомышленников, которые проводят исследования сообща, делятся сведениями и находками. Но такое бывает не везде, вдобавок помощь единомышленников нельзя назвать организованной и профессиональной.

А краеведам нужна помощь всего сообщества, нужна помощь специалистов, сограждан, организаций и учреждений. Есть такая помощь? Нет её. Музеи и архивы сотрудничают с краеведами вяло, слабо, безынициативно. Инициатива в такой «кооперации» всегда исходит со стороны краеведа. Обратится краевед за помощью - что-нибудь да сделают для него. Но чтобы сами написали или позвонили - ни в жизнь. Чтобы постоянно поддерживали связь? Ну уж нет! А ведь музейные и архивные работники должны бы регулярно общаться с краеведами, помогать в составлении описи и каталога всех собранных краеведами документов, приобщать наиболее ценные находки и документы к своим коллекциям, содействовать публикации этих документов в сети Интернет. А после смерти краеведа музей или архив обязаны позаботиться о сохранении накопленных им сокровищ. Но ничего подобного мы не видим.



Есть в стране куча фондов и некоммерческих обществ, которые вроде бы связаны с «историей» и «памятью», но в этих фондах и обществах по большей части происходит какое-то непонятное движение денежных масс и эпатажные выходки - больше никаких шевелений. С краеведами подобные организации ни единого разу не работали, даже не созванивались, не списывались. Временами они приезжают в твой город или посёлок, проводят странную акцию или ставят странный памятник - плевок в «проклятое прошлое». Мнения краеведов опять же не спрашивают, попросту не знают, живут ли в этом поселении краеведы и как их зовут. Сотрудники этих фондов не наводят подобных справок, ибо «сами с усами»... и с «рыльцем в пушку».

Есть ещё учёные, профессора, преподаватели вузов. От этой братии помощь ещё меньше. В 1920-е годы краеведение было вузовским предметом, а те, кто его преподавал, сами занимались краеведческой работой, тесно сотрудничая со сторонними краеведами. Потом краеведение из вузов убрали, хотя традиции сотрудничества кое-где остались живы. Сегодня же вузы бесконечно далеки от краеведения. Преподаватели вузовские перегружены бесчисленной вознёй со «стандартами» и «квалификациями», да ещё нередко вынуждены подрабатывать на стороне, так что, случается, манкируют прямыми (преподавательскими) обязанностями, а уж о том, что принять участие в краеведческих изысканиях - об этом и речи быть не может.

А хуже всего то, что сегодняшними доцентами-профессорами попросту утрачена культура краеведческой работы. Это полвека назад настоящий учёный был блестящим знатоком местной истории и природы, а ныне...иной, глядишь, и рад бы, да не знает, с какого конца приняться за такое дело!  Краеведческий азарт из книжек не почерпнуть, это духовный дар, как отвага, порядочность, скромность, вежливость.

Друзья, соседи, коллеги... этим и подавно нет дела до «преданий  седой старины». Не понимают, не хотят понять увлечённости краеведов, страсти краеведов, презрительно называют их работу «старческими причудами». Да, обычно краеведы очень одинокие люди. И даже родня... Как ни странно, но и ближайшие по крови временами демонстрируют удивительное равнодушие и цинизм, хуже посторонних. Иной раз звонит старый краевед в другой город, совершенно неизвестному человеку, чтобы навести какие-либо справки для своего исследования, заполучить ценный документ или редкую книгу. И этот незнакомец, живущий за сотни километров, загорается интересом, радуется возможности помочь в столь важном деле. А тут, под боком близкие люди, твоя кровинушка - и остаются безразличны.

Денно и нощно жалуются детки на старика, мол, забил всю квартиру книжками, тетрадками, записочками. «Сжечь этот хлам! Сжечь!» - шипят вздорные чада. Верх их мечтаний - заполучить отцовский книжный шкаф и забить полки хрусталём. О том, какие бесценные сокровища хранятся на полках, даже не подозревают. А ведь сильно не молоды, должны бы наконец призадуматься о своих корнях, о происхождении фамилий, мелькающих на семейном древе, о прошлом родных мест, где сменилось не одно поколение их рода.

Нет, не задумаются. Да и как могут эти пустые люди думать о прошлом, о предках, если последний раз на бабкину могилку ходили десять лет назад?! Грустно покачали тогда головой над покосившимся памятником, над кучами сухой сорной травы и прочего мусора, выпили по чекушке, (помянули как бы) и со словами «Вот в Америке на кладбищах чисто» - отправились восвояси, даже не смахнув пыли с поблекшей надписи.

С тех пор благополучно позабыли и про бабку, и про её могилку. Быльём порасти! Неведомо им, бессердечным, с каким трудом бабка тянула детей в войну. работая санитарочкой в эвакогоспитале и ожидая  возвращения мужа, которого так и не дождалась, потому что погиб под Минском... Старый краевед раскопал документы о подвиге своего отца-героя, но чёрствым детям эта информация тоже безразлична. Они о войне-то знают всего-ничего, несколько вздорных мифов из одного лживого телешоу.

Как бы «родственники»... Люди,   у которых нет чувства родства. Чувства рода. Чувства Родины. Таковы печальные реалии неприукрашенной жизни. Краеведы - это «муравьеды» в наших глазах. «Муравьеды», занятые-де бессмысленной муравьиной вознёй. И такое отношение - проблема местного сообщества.

Как складывается местное сообщество? Думаете, в основе администрация, органы самоуправления, сельсовет или гордума?  Ошибаетесь. Быть может, творческие личности? Поэт в России больше, чем поэт или как? Нет, и творческие личности не сотворят общества. Местное сообщество зиждется на двух столпах: первый - школа с её педагогами, второй - коллектив краеведов. На одном столпе сообщество не удержится, оно будет шатким и слабым. Краеведы - хранители местной памяти и знаний, люди, чувствующие почву под ногами и передающие это чувство почвы остальным. Именно чувство почвы сближает людей, скрепляет общину, делает её сильной и прочной.

Заодно столп краеведения подпирает школу, она без краеведов тоже слабеет и хиреет, становится обездоленной. Из обездоленной школы выходят и разлетаются по свету обездоленные ученики, весь багаж знаний которых - таблица умножения. Молодёжь быстро забудет свой город или посёлок. Ведь на уроках мальчишкам и девчонкам не рассказывали о месте их родного поселения в мире и в истории, не связывали малую родину с грандиозными процессами и явлениями, охватывающими земной шар. Молодые люди росли в скуке и выросли равнодушными к малой родине, считают её никчёмной и бесполезной: только зря место на карте занимает. Обездоленная молодёжь, поскитавшись по свету, не вернётся домой, не принесёт с собой обновлений и улучшений, не нарожает здесь детей, не продолжит жизнь поселения. Наши дети будут проживать пресную, убогую, лишённую корней жизнь где-то вдали как Иваны, не помнящие родства.

Краеведы создают и укрепляют общество. Долг сообщества и всего государства в целом - помогать им. Первая треть ХХ века отмечена небывалым всплеском интереса к краеведению. И страна тогда добилась великих свершений, открыла для себя новую эпоху высокого духа и высоких целей. Надо бы повторить!

Текст в общем верный, но проблемы молодёжи не только и не столько из-за того, что в школах мало краеведения.

краеведение, размышления

Previous post Next post
Up