Блог-тур за кулисы.Часть первая.

Feb 26, 2016 03:13



Сегодня мы ходили на экскурсию в Новоуральский Театр Музыки, Драмы и Комедии. Ходили мы за кулисы. Женя организовала для нас эту экскурсию, договорившись с руководством театра. Было нас целых восемь человек. Или больше?
     Это мы плюс театральный художник Сергей. На фото есть люди, часто встречающиеся на страницах моего блога, есть и те, кто тут в первый раз. Из "стареньких"- Женя, Павел Исаков и я. Аля в кадр не вошла, потому что именно она нас фотографировала.  Из новых- Анна Соколова и Ольга Андреева из отдела культурных проектов и внешних связей городской библиотеки и Анна Коняхина - библиотечный художник.
    А ещё наш юный участник экскурсии, сын блогера Наталии nathka1 и, может быть, тоже будущий блогер.






Жаль, что я не отношусь к заядлым театралам.  Что я не сижу в первом ряду с цветами на премьерах и не знаю актёров в лицо. Что я вообще знаю о нашем театре?  Знаю я о нём до обидного мало. И был я последний раз в театре летом, когда у сына был выпускной. Аля в студенческие годы часто ходила в театр. Ещё в Тагиле. Но потом, как говорится, быт заел.
     А первые мои театральные впечатления, они из детства. Помню нас, школьников, повели на спектакль "Плутни Скапена". Сидим мы, смотрим безучастно на занавес. И вдруг мимо нас между кресел пронёсся некто, кого мы не успели даже рассмотреть. А вслед ему загремело:
-Остановись, Скапен!
И в тот же проход между кресел ворвался вельможа в красном камзоле и парике. После того, как мы увидели актёров так неожиданно близко, мы смотрели весь спектакль, затаив дыхание.

А начинается театр, как и положено, вот отсюда. За этими колоннами - вешалки.



Помню, как брали напрокат костюмы в театре для школьного маскарада. Как стояли с другом у огромного стеллажа, заполненного яркими куртками, штанами, сапогами, кружевами. Было это классе в седьмом. Нам подали два костюма. Мне - вышиванку, шаровары, папаху и сапоги, а другу - трико, голубой плащ и шляпу. И ботфорты. Я был Тарасом Бульбой, а он мушкетёром.
    Ещё помню автобус, а в нём на сиденье две женщины.
-Ходила я вчера в театр на "Мадемуазель Нитуш", так там был такой полковник.
-А где полковник-то был, на сцене или в зале?
Интересно, в наши дни ходят ли ещё в театр офицеры в форме? Наверное, уже не ходят. А ведь без бравых полковников в зале и театр как будто не настоящий.
     Как там у Гиляровского? Полковник Суворов ехал в театр, когда в сани к нему запрыгнул волк. Полковник, как заядлый охотник, быстро "сострунил", то есть связал волка. Связал он его одним кнутом, потому что вряд л и у него были под руками ещё какие-то верёвки. И прямо со зверем подъехал к театру. Успел ко второму акту. В антракте вся публика, узнав о волке, выбежала на улицу смотреть. И почти весь второй акт Суворов смотрел спектакль совершенно один. Все на волка любовались, а ему-то зачем? Он волка уже видел.
    Театр всегда был праздником. Только вот жизнь у нас в последнее время была какая-то будничная. Не до театра было. Последний спектакль, на который мы ходили - это был "Сон смешного человека" по Достоевскому.
    А наши все уже собрались. К нам вышла Екатерина Гончарова, она будет сегодня нашим экскурсоводом. По должности она маркетолог. Она же водит экскурсии за кулисы.



    Екатерина рассказывает нам об истории театра. Оказывается он древнее самого города. Старше Новоуральска на три года.  Театр построили в 1951-м году, а Новоуральск сделали городом в 1954-м. Города ещё не было, была грязь вечной стройки и огромные коридоры из досок, по которым перегоняли колонны заключённых. А театр уже был. Его распорядился построить лично Сталин. Впрочем, Эля об этом уже писала.
     Иногда думаешь - а зачем? А почему именно театр? Неужели было недостаточно одного Дворца Культуры? Но раз Сталин решил, значит так тому и быть. Кстати выходит так, что из всех театров в закрытых городах новоуральский стал первым. Остальные были построены позже. Ещё театры есть в Северске, Железногорске и Озёрске.
     А мы тем временем свернули из мраморного фойе и пошли куда-то в глубину коридоров. Остановка первая - библиотека.




В библиотеке театра хранятся не столько книги или тексты ролей, сколько ноты. Ноты всей музыки к спектаклям, вплоть до самых первых.




На папках -знакомые названия. Имре Кальман "Фиалка Монмартра". А ещё "Цыганский барон", "Бабий бунт" , "Баядера". И названия мне незнакомые: "Голубой гусар", "Аризона-леди", "Господа и товарищи", "Голубая мазурка".




А это клавир к одному из самых первых спектаклей "Севастопольский вальс". Не будь этого блог-тура в театр, я бы и не узнал, что такое клавир. Клавир- это переложение партитуры для одного фортепиано. А что такое партитура?




Идём дальше по коридорам театра, в которых, как говорят, легко заблудиться.




В том "военно-промышленном поселении", каким был будущий Новоуральск в начале пятидесятых, театр был включён в общую систему на правах "культурного цеха" атомного предприятия. Он подчинялся директору комбината, точно так же, как, например,  подчинялись ему городские школы, столовые и всё-всё в городе. Гражданские органы власти были сформированы в городе лишь спустя некоторое время. И тогда театр "цехом" быть перестал.




Но до сего дня он остаётся чуть ли не самым крупным муниципальным предприятием. Ни в одном учреждении культуры или образования не работает так много людей, как в театре. Коллектив театра составляет... А сколько именно, я забыл.
     Мы поднимаемся к служебному входу в театр. Сюда входят все актёры, музыканты и работники театра. Здесь нас встречает вахтёр. Но мы подошли к этому месту изнутри, значит прогонять нас не следует.




Здесь же висит главный театральный документ -расписание. Кому из актёров приходить на спектакль, кому на репетицию, кому на гастроли. Расписание составляют на пять дней. Куда забросит актёра театральная судьбина после этих пяти дней, он и сам не знает. На больший срок планирование не распространяется. Как говорится, будет день, будет и песня.




Сегодня часть актёров в отъезде. Уехали в Верхнюю Салду играть "Щелкунчика". Выезд был в 6.30. Рано. Но и до Салды путь неблизкий. До Тагила семьдесят километров и оттуда до Салды ещё сорок.




Здесь же всякая полезная информация. В том числе и о каком-то театральном конкурсе в Екатеринбурге в конце мая. Призы там, подарки и все дела. Новоуральским артистам есть за что побороться.




Сразу после основания театр наш был музыкально-драматическим. А с 1968-го года его переделали в театр оперетты. Сначала он назывался довольно-таки пышно "Свердловский областной театр оперетты". Это для конспирации. Ну не писать же "театр оперетты в Свердловске-44, номерном атомном городе без названия". А в самом Свердловске подобный театр назывался не Опереттой, а Музкомедией.
    В те годы театры разных ЗАТО имели каждый свою специализацию.  Театр в Озёрске назывался похоже: "Челябинский областной театр драмы". И два этих театра ездили друг к другу на гастроли. Потом театр наш переименовали. Он стал называться "Театр оперетты Урала". И только недавно он стал, как и в легендарные времена опять музыкально-драматическим.
     А мы тем временем спускаемся в оркестровую яму.




Темно. Над нами возвышается сцена, где ходят какие-то люди и негромко переговариваются. Что они там делают? Репетируют? А здесь в оркестровой яме довольно тесно и всё пространство заставлено пюпитрами.




В каком-то из спектаклей, как нам говорит Екатерина, актёры прыгали в оркестровую яму, где специально для этого был установлен батут.
    А ещё Екатерина сказала нам, что самой молодой актрисе театра, недавней выпускнице Екатеринбургского театрального института двадцать лет. А самому пожилому актёру - уже девяносто. Это Александр Васильевич Гаврилов, тот самый единственный актёр, игравший в "Сне смешного человека".




Вот оно, чрево театра. На сцену мы ещё вернёмся потом, зайдя с другой стороны.




Женя за барабанами.




Проскальзываем в какую-то низенькую дверь и идём дальше по бесконечным коридорам. Тут бы не потеряться, а то обратный путь я бы нашёл с большим трудом.
    Особенностью театра в маленьком закрытом городе стало то, что нужно было гораздо чаще менять репертуар. Не мог наш театр ставить одни и те же спектакли целыми месяцами, как это делали театры в более крупных городах. Нужны были всё новые и новые оперетты. Иначе люди просто перестали бы в театр ходить.
     Вдруг дверь. А на ней в ряд все эти персонажи. Есенин, Плятт, Сталин, Ленин и ещё кто-то, не разберу кто.




Это бутафорская мастерская.




Здесь полным ходом идёт изготовление декораций и реквизита к новому спектаклю "Труффальдино". Кстаи, пользуясь случаем, приглашаю всех на премьеру. Она состоится 6-го и 12-го марта.
     Делают балясины. Изготавливают их из пеноплекса, монтажной пены, пластилина и чего-то ещё. А что оно такое пеноплекс- об этом я и не слышал никогда.







Театр - это всегда целый мир. Тут есть всё. Рога и бутафорские ордена, бумажная корона Российской империи. И вообще, чего тут только нет. Вот коробка пиццы, тоже бутафорская. Зачем? Или Труффальдино из Бергамо был разносчиком пиццы?




А вон портрет Высоцкого.




Кстати тут нас спросили, чем декорации отличаются от реквизита. Пока мы молча чесали в затылках, наш юный друг на этот вопрос ответил. И вообще очень смышлёный молодой человек. А вы знаете, чем они отличаются?




"Труффальдино" - это ж ведь комедия дель арте, то есть комедия масок. Каждому герою - своя маска. Кому нос длинный, кому короткий, в зависимости от роли.
     А отработавшие своё декорации и реквизит хранятся  или здесь же в театре, или в специальном складе, в промзоне. О том, что у театра есть специальный склад где-то далеко, я услышал впервые. Вот бы побывать и там.
    Несколько лет назад рядом с театром начали строить большое здание примерно того же стиля, что и сам театр. Туда хотели перенести все театральные мастерские. И там же хотели сделать художественный салон. Но денег на достройку здания у города не хватало. И несостоявшиеся театральные мастерские достраивал уже не город. Теперь в этом здании мебельный магазин.




Примерка труффальдиновских носов. И носиков.




Поплутав ещё немного, входим в швейную мастерскую. На вешалках висят как камзолы с золотым шиьтьём, так и вещи вполне современные.




Здесь шьют костюмы для того же "Труффальдино".




Рабочее место труженицы швейной мастерской.




А это Панталоне. Эскизы костюмов нового спектакля здесь висят повсюду. Костюм героя состоит из мантии, комбинезона, берета и перчаток. И всё это будет сшито здесь. Дополняет костюм маска с носиком.




Вообще новоуральский театр - это театр полного цикла. От замысла до постановки на сцене всё делается здесь, всё своими силами. Я в связи с этим вспомнил завод УАМЗ. Он тоже был "полного цикла".
  Двигаем дальше.




А это репетиционный зал. Отсюда доносилась музыка "La camissa negra"(Чёрная рубашка), постукивали кастаньеты. Мы подумали, что там идёт репетиция, трудится многочисленный коллектив.



Зал оказался почти пустым. А ходил и постукивал кастаньетами под музыку один человек - Валерий Долганов, заместитель директора театра по творческим вопросам. "Черная рубашка" и кастаньеты - это будет музыка к "Дурочке" Лопе де Вега.




В этом же зале артисты занимаются на тренажёрах. Актёрский труд нелёгок, поэтому нужно держать себя в форме.




Интересно, что в этом портфеле? Или этот портфель тоже реквизит?




Лезем на самый верх, в мастерскую художников. Как я слышал, именно тут должна быть стена, сплошь заклеенная разнообразными винными этикетками. На самом же деле никаких винных этикеток здесь нет.




Весь пол разлинован на квадраты со стороной в метр. Так легче рисовать огромные декорации. Всегда видишь, что и какого размера. Полотнища просто прибивают к полу гвоздями, а потом расписывают.






Хозяин мастерской, художник Сергей, показывает нам всё те же носы и носики. Вероятно для будущего спектакля их нужно много.




Кроме носов есть маски и более монументальные. они будут украшать стены дворцов и замков.




А на стенах картины, написанные художниками театра и эскизы декораций. Существуют ещё и объёмные экизы, их можно увидеть в кабинете главного художника, который мы тоже вскоре посетим. Я же вынужден на сегодня прервать свой труд. Пойду спать.




В завершение сегодняшних трудов хочу сказать, что театр - это праздник перевоплощения. Когда полотняные декорации на деревянных каркасах кажутся роскошными дворцами, а костюмы из простой ткани кажутся драгоценной парчой, усыпанной бриллиантами. Мы знаем, что  театральное золото - фальшивое. Но всё равно раз за разом приходим в этот мир любоваться тем, что дороже всякого золота - искромётной фантазией и выдумкой тех, кто работает здесь. Работает для для того, чтоб мы ахнули, увидев то, что было скрыто за поднятым занавесом.




театр, блог-тур, Новоуральск, сообщество

Previous post Next post
Up