Три встречи с Чердынью. Часть третья.

Aug 05, 2014 23:21



Надо наконец про Чердынь дописать. Начало здесь и здесь.
   Возвращаясь с Троицкого холма, где когда-то стоял кремль, идём мимо интересного здания.




Это богадельня. Спальный корпус.  А кирпичное здание справа - это наверняка бывшие квартиры врачей и приёмное отделение.




На воротах бывшей больницы - выложенный из кирпича "красный" крест в круге.




Теперь здесь школа искусств. Повезло же юным чердынцам, изучающим искусства и их преподавателям. Школа стоит в самом историческом центре Чердыни, в двух шагах от Колвы. Ходить на этюды юным художникам далеко не надо. Только выйди за дверь, как красота и история обступят тебя со всех сторон.







Деревянный храм, обозначающий начало будущего кремля, стоит совсем рядом. Скоро недалеко от школы искусств будет и кремль.




Буквально в двух шагах от "богадельни"стоит Спасская часовня, посвящённая памяти погибших защитников Чердыни. Они погибли в древние времена, защищая город от татар.




А с другой стороны живописная злая собака.



А так двор "богадельни" выглядит изнутри. Кстати саму эту богадельню построили на средства купцов-благотворителей. Торговля лесом, сёмгой и пушниной в те далёкие годы была настолько выгодна, что купцы могли позволить себе строить даже училища. Здесь есть краткое описание обзорной экскурсии по Чердыни.
    Купцы чердынские в средствах особо не стеснялись и однажды заказали в свой край железную дорогу. Дорогу начали проектировать и составили весь пакет технической документации на неё. Это довольно большая книга чертежей и описаний, которая находится в местном краеведческом музее. Только вот до строительства дело не дошло. Грянула мировая война, потом революция.
    А потом проект просто устарел и советская власть не стала его реализовывать. Теперь же кажется, что это и к лучшему. Потому что такая дорога, будь она построена, стала бы довольно оживлённой. Ведь она связала бы средний Урал и Республику Коми. По ней возили бы руду, уголь и лес. По ней возили бы нефть. А Чердынь стала бы большой станцией. В ней понастроили бы много стандартных панельных пятиэтажек. В общем хорошо, что этого всего не случилось. И Чердынь осталась маленьким и уютным старинным городком с населением в 4920 человек.




Во дворе замечаем какую-то странную деревянную конструкцию, перевязанную канатами.




Странная штука увенчана солнышком и клювом сокола. Что это? Воспоминание о коми-пермяцких идолах?




Здесь же рельеф, бывший когда-то памятником. Почему он здесь? У нас вроде не Прибалтика, чтоб демонтировать советские памятники с улиц и свозить в специальные места.




Или этот монумент хотели установить, но не смогли?




Возвращаемся в центр. Полосатый шлагбаум перед нами приветливо поднят.




А когда-то в Чердыни была застава, чтоб не пропускать в Сибирь беглых крестьян. Или чтоб не пропускать из Сибири в Европейскую часть России беглых ссыльных. Правда всё того же Робинзона Крузо эта рогатка не остановила.


И он сумел переправить из тобольской ссылки заграницу какого-то опального вельможу. Шустрый был литературный персонаж. Сумел насолить слегка царю Петру-тирану, поддержав тогдашнего "оппозиционера".
      Царский указ от 1683-его года. В нём упоминаются Великие Государи, этот указ подписавшие. Наверное, в истории России был только один период, когда на престоле было сразу два царя - Пётр и Иван. Петру в год подписания этого указа было 11 лет, а Ивану 17. Мудрые ж были у нас государи. В столь юном возрасте уже вот о чём думали.




Тут написано про купцов и про бросание монетки "на удачу".




А здесь стоит "ныробская" часовня. Эта металлическая часовенка была привезена из Ныроба, где она стояла над  ямой-темницей Михаила Никитича. В Ныробе восстановили "подлинную" часовню, а эту, железную привезли сюда, в Чердынь.




Внутри часовни камень с гербом Чердыни. И надпись на нём.
"Гражданам всех сословий и званий, чьим трудом и попечение стоит город Чердынь".



Прямо напротив чердынского "исторического сквера" стоит "кафельный дом". Увидев его, мы подумали, что это какой-то магазин стройматериалов. Образцы кафельной плитки прямо на улице, чтоб покупатели сразу видели, что они покупают.




Но это оказался совсем не магазин. а районная администрация. Пощупали кафель - настоящий.




Перед зданием фонтан, открытый в год 400-летия династии Романовых, то есть в прошлом году.




Выходим на автовокзально-рыночную площадь.



Автобусы побольше - из Перми, поменьше из посёлков Чердынского района.




Ларёк, который называется "Хлебушко".



Конечно Чердынь потихоньку становится городом для туристов. Но тяжёлое наследство прошлых времён заметно везде. Жили раньше купцы. Строили они свои дома, магазины, склады. Заботились о своих постройках. Ведь это ж была их собственность. Потом пришла Советская власть и постаралась приспособить эти купеческие постройки под себя. Советская власть с её централизованным распределением средств была конечно же гораздо беднее прежних хозяев. Поэтому здания топорно перестраивались и ветшали. Капитально их чинить не было средств. Дырки залатают и ладно. А потом на место советской власти пришли арендаторы. У тех средств было ещё меньше. Да и кому охота ремонтировать и реставрировать арендованную, не свою собственность. Вот всё потихоньку и начало разваливаться. И теперь нужно затратить большие деньги, чтоб сделать из этого маленького города "конфетку" для туристов.
     На этом месте был полудеревянный-полукаменный купеческий дом. Такое бывало. Купцы  жили в деревянной части дома, там им казалось зимой теплее, а летом прохладнее. В каменной же части у них были склады и кухни. Деревянная часть сгорела, каменная осталась.




А здесь жил лесоторговец Гусев, который гонял плоты в южные края. Ворота купеческой усадьбы примерно такие же, как у богадельни. Они конечно отличаются друг от друга, но общий подход чувствуется. И тот же круг в центре. Вероятно их проектировал один и тот же архитектор. Теперь здесь военкомат. Сохранность здания довольно хорошая. Даже балкон подновлён. Тот самый, на котором Гусев пил чай на виду у всего города.




Во дворе воинского учреждения вполне мирные велосипеды и коляски.




Ещё один бывший особняк, а ныне какое-то казённое учреждение. Я правда не разобрал, какое именно.




Бывшая женская гимназия, ныне выставочный зал. Я думал, что здесь проводят выставки художников. Но оказалось, что здесь находится часть довольно обширного музейного комплекса Чердыни. Именно в этом здании  выставлены Цепи Михаила Никитича. Да, наверное, и выставки художников проходят здесь же. В одном из последующих постов расскажу об этом музее.




Архитектурные детали старого города.




Без звезды Давида и здесь не обошлось. Правда она тут, в Чердыни чуть изменила свои очертания.




Само же здание "под еврейской звездой" - это  краеведческий музей. В прошлом ЧУЗУ. Таинственные буквы ЧУЗУ означают Чердынская уездная земская управа.




Народу на улицах мало. Жизнь в городе идёт медленно и размеренно.




Возвращается в свой монастырь монах в сером подряснике.




И хоть всё пространство между домами заросло травой и лопухом, на улицах чисто.




А нам пора ехать дальше. В Ныроб. Под этим памятником Ленину мы спрашивали у людей дорогу.




Нам показали, и мы едем сквозь начинающийся дождь.




Мелькнул слева последний чердынский храм, стоящий на отшибе, почти в лесу. Кто и зачем его тут построил?




И опять потянулась дорога. Она здесь  гораздо хуже чем та, что связывает Чердынь и Соликамск. Здесь уже голимый Север. Асфальт весь в ямках, трещинах и выбоинах. Хотя я помню время, когда асфальта здесь не было вовсе, только грунтовка. Дождь припустил сильнее и скоро полил как из ведра. Нам нужно проехать шесть старинных деревень со странными нерусскими названиями. Нет, одно название есть русское - Лобаниха. А остальные все коми-пермяцкие - Крымкор, Покча, Вильгорт, Камгорт. Мы поехали, а о том, что было дальше, я расскажу вам потом.


родина, Пермский край

Previous post Next post
Up