В библиотеке ДХШ.

Mar 09, 2013 03:08

   Это библиотека Детской художественной школы Новоуральска. Вотчина Людмилы Обуховой, алиной подруги. На планшете тематическая подборка об истории костюмов русских царей. На развороте книги, которая стоит внизу - мундир Петра Первого. На шее у царского мундира висит здоровенная латунная бляшка. Подобную я видел у торговцев всякими  редкостями в Екатеринбурге. Только та была железная и на ней было написано "Полевая жандармерия". Надо же, царь Пётр и немецкие фашисты таскали на своих шеях сходные штучки.





Тот же петровский мундир с латунной бляшкой на шее подробнее. А вот бляшка фашистской фельджандармерии. Сходство есть.


                      

Что-то я отвлёкся. Главное здесь в библиотеке даже не книги. Ну книги и книги. Обычные книги по искусству. Главное здесь - это картины. Когда в восьмидесятых годах создавали в городе Новоуральске художественную школу, художественный фонд в Свердловске передал новому учреждению культуры довольно много картин. Раньше, ещё на моей памяти, они висели в коридорах и на лестницах художки. Это был пример для нас, юных художничков, как нужно писать.
      Я смотрел на эти картины, и они мне нравились безумно.  Я знал всех авторов. Но прошли годы. И почему-то картины убрали с глаз долой. Они теперь уже не висят на привычных мне с детства с местах. Они теперь в библиотеке. А может быть, и ещё в каких-нибудь кабинетах ДХШ. Расположены картины жутко неудобно. Над стеллажами, под самым потолком.


Естественно, все они пронизаны советской идеологией. Вот  картина "На швейной фабрике". Она мне живо напомнила детство. Моя бабушка работала в подобной мастерской. А для Али это напоминание о юности. Ей довелось работать в Доме мод в Березниках.
       А это "Комбайнёр". Он  по-моему висел на лестнице. Красный комбайн и в тон ему красное лицо трудяги. Лицо человека сильного и какого-то "непростого".  С непонятной мыслью, с еле заметной усмешкой. Он почему-то кажется переодетым интеллигентом. Картина написана Людмилой Сгибневой в1969-м году.



А это "Гребной канал". Сильные люди сильной страны.



А вот один из немногих натюрмортов. Цветы и полосы.


Родной уральский пейзаж. Пейзаж с велосипедистами, машинами и столбом "Европа-Азия". Эту картину я тоже хорошо помню.


И пейзаж Чукотки. А может и не Чукотки. Синие горы, тундра, море, корабли. И розовые цветочки иван-чая на склонах, почти неприметные для глаза. У картины было какое-то "бамовское" имя. Вроде "Восточные ворота БАМа". Суровая романтика дальнего Севера.



И зелёный "краз" на первом плане. Только вот по-моему такие машины в наше время были не зелёные. Они были светлого бежевого цвета.


Современная картина.  Пастель самой Людмилы Обуховой. Портрет дочери Лены. Романтичная девочка с красной куклой в руках. Интересно сравнивать реального человека с его портретом. Настоящая Лена, она конечно такая. И лицо, и волосы. Только вот безмятежность, отстранённость, что мы видим на портрете, ей как мне кажется, не свойственны.



В проходе между стеллажами затаился сундучок со сказочной росписью.


Лебеди. И совсем не видно за толстым справочником, человека, который бежит и машет им руками.Видны лишь руки.


"Гандболистки". Крайнее напряжение битвы за мяч. Девушки, которые в обычной жизни были красивыми, теперь на время превратились в клубок мускулов и нервов. Ох, не красит спорт человека. Особенно в такие критические моменты.


А на стене большая икона Николая Чудотворца. Советское и духовное - всё рядом.  Стены библиотеки примирили между собой икону и искусство, считавшее себя атеистическим.



Книги. Я любил рассматривать эти книги, когда приходил в библиотеку. Вряд ли они стали другими с времён моего детства. Картины, художники, репродукции, описания. От Альтамиры до советского искусства восьмидесятых. В  книгах весь мир творчества. А на этом стеллаже часть мира. Русские художники 19-20 веков до 1920-х годов.



Неожиданно видим и наше изделие. Туесок. Мы делали этот туесок для детей под роспись. Вот такая роспись у них получилась.


Тут я обнаружил ещё две картины. Они были повернуты к нам задней стороной. Наверное, для того, чтоб не смущать современных людей. Например, вот эта картина. Ленин, Крупская и дети пьют чаёк на веранде дворца в Горках. Аля и Люда разворачивают картину, чтоб мне было удобнее фотографировать. Хорошая картина, хоть тема её  и не совсем соответствует реалиям сегодняшнего дня.
     На лицах взрослых - Владимира Ильича и Надежды Константиновны задумчивая забота. А дети увлечённо пьют чай за сравнительно богатым ленинским столом. Ради этих детей Ильич затеял кровавую бучу революции. Будут ли они счастливы или всё впустую? Поэтому так грустно-задумчив лобастый человек во френче, а его верная подруга подперла голову рукой.



Фрагмент картины. Дети пьют чай. Им не до разговоров с дядей Вовой. Хоть едят и чинно-благородно, но чай для них очень важен. Дома-то, наверняка нет ни чаю, ни сахару. Война ведь, голод. Только у Ленина чаю и попьёшь.



Ещё одна картина на тему спорта. На ней есть хорошо различимая подпись "Б.Окороков 1978".


Здесь же и общие "выпускные" портреты. К каждому последнему звонку делались такие. Здесь выпускники ДХШ и их педагоги. Среди учеников Светлана Воробьёва.. Наша близкая знакомая. сейчас иконописец.



Педагогов помню всех, а выпускников почти никого. Пытались  найти мой выпуск 1985-го года, где я знаю всех. А нету. Все картинки более позднего времени.
     А это Иванюшин Яков Семенович. Гардеробщик, ветеран и очень важный для нас человек. Я хорошо его помню.


А вот и Людмила. Справа. Молоденькая, только пришедшая работать в художественную школу. Ещё под девичьей фамилией.



Вот такая библиотека в нашей "художке". Небольшой музей искусства социалистического реализма. Искусства в котором не было места любованию пороками и беспредметному формотворчеству. Искусства, которое многие считают скучным. А для меня это искусство моего детства. Родное и близко знакомое.
Рассказ о художественной школе продолжу в следующих постах.

ДХШ, Новоуральск

Previous post Next post
Up