Теусок этот старый, можно сказать даже старинный. Его делал я, но очень давно. Наверное, в девяносто первом году. Ещё когда жил в Тагиле. Тогда меня только-только научили работать с берестой.
Я тогда жил в помещении детского квартального клуба. Там у меня была мастерская, там же я и спал на продавленной раскладушке. Три большие комнаты, пять умывальников, две ванны и одна розетка. Школьные стулья и столы. За одним таким столом я сидел и делал резьбу на бересте.
Токарного станка у меня тогда не было. Донышки и крышки мы заказывали в какой-то школе. Видимо их сделали из сырого дерева. Дно этого туеска вывалилось, потому что ссохлось и стало овальным. А крышка была потеряна ещё давным-давно.
Туесок стоял на столе рудянского дома. В нём был сахар. Наверное, все двенадцать или тринадцать лет, которые прошли с тех пор, как мы этот дом купили. Он был весь грязный, серый, захватанный пальцами.
Не так давно я его вымыл, оттёр растворителем, вставил новое дно и сделал новую крышку. Получилось вот что.
Этот туесок украшен полупрорезной резьбой. Тогда я ещё делал такую. Ножом прорезаются береста не на всю глубину, а наполовину. Потом слои внутри прорезанного контура подцепляются ножом и убираются. Внешний слой - жёлто-коричневый, а нижние слои белые. Получается вот такая резьба "белым по жёлтому". Белый рисунок на жёлтом фоне.
Сегодня мы режем бересту насквозь. Это прорезная резьба. Она требует подклеивания тёмного фона. То есть, сейчас мы режем "жёлтым по чёрному". Рисунок жёлтый, а фон морёный, тёмно-коричневый.
Недостатком полупрорезной резьбы было то, что не все слои легко отделялись. Прежде чем резать рисунок, приходилось делать пробный разрез в виде замкнутого контура и пробовать отделить на нём верхние слои бересты. И мы от такого способа резьбы скоро отказались.
К тому же белая береста сильнее пачкается. Отмыть её потом до конца уже не удаётся.
В то время у меня ещё не было пробойников на плоскогубцах. Поэтому отверстия для оплётки приходилось прожигать выжигателем. На снимке это видно. Отверстия вытянутые, а не круглые, как на наших теперешних туесках. После прожигания из бересты выделялось много дёгтя. Эти тёмные маслянистые следы приходилось стирать растворителем.
Тогда у меня было своё "личное клеймо", которым я помечал изделия. Вот оно. Это соединённые выжженные буквы "А" и "Г".
У нас осталось только два полупрорезных туеска того периода. Этот и ещё один. Когда-нибудь выложу и его.
Ещё с меткой "Береста".
Небольшая выставка с нашим участием. Магнит-паровозик. Ещё один корабль из бересты. С другими нашими изделиями из бересты можно ознакомиться
здесь.