Обычно я про нашу педагогику пишу мало. Как-то трудно у меня складываются отношения с этой «лженаукой». Но тут решил написать. Может быть, чисто для себя, чтоб было.
Награждение победителей и участников фестиваля-конкурса "Данилушка", Екатеринбург, март 2024 года.
Вернее, надо бы сказать: «Как подготовить к конкурсам себя и детей». Потому что педагогу тоже нужно настроиться на конкурс и подготовиться к нему, не меньше, чем его ученикам. Здесь мы будем вспоминать опыт участия наших учеников в конкурсах декоративно-прикладного искусства областного и российского уровня. Мы представляли три направления - обработку бересты, резьбу по дереву и макетирование.
Сперва скажу немного о том, зачем нужно участвовать в конкурсах. Человек устроен так, что ему необходимо сравнивать себя с другими. Педагогу это тоже нужно. Он всегда должен знать, над чем работают его коллеги в других регионах, и не отстал, не остановился ли он в своём развитии. К тому же мы все сейчас погрузились в такую систему, что нас и нашу работу постоянно оценивают. Поэтому участие в конкурсах нужно ещё и для того, чтобы эта оценка была выше.
Напомню в общем-то общеизвестный факт - творческая мысль должна работать непрерывно. Нужно постоянно думать, какие новые идеи можно предложить детям для реализации. И разного рода творческие конкурсы подталкивают педагога к новым мыслям, не дают этим мыслям застаиваться. И всегда думаешь, а может быть вот эту идею реализовать или эту. А вот с тем мы уже были на прошлом конкурсе, сейчас надо что-то новое.
Именно поэтому лучше участвовать в конкурсах достаточно часто. К тому же, педагог приобретает полезный опыт. Он анализирует, что нравится зрителям и экспертам, что не нравится. Учится решать бытовые проблемы, которые могут возникнуть у детей на выезде, в незнакомой обстановке. Приобретает навык общения с самыми разными людьми. С коллегами из других регионов, с их учениками, с организаторами конкурсов и с членами жюри.
Но ещё больший полезный опыт приобретают для себя дети. Приведу один пример. Наш ученик был «домашним мальчиком», не слишком общительным и сильно зависел от мамы. А тут ему пришлось ехать со своей работой на конкурс, самому защищать свою работу перед совершенно посторонними людьми, отвечать на вопросы, проводить мастер-класс. После таких испытаний молодой человек буквально преобразился. Стал куда увереннее в себе, стал легче общаться с другими подростками и с девушками.
Организаторы конкурсов часто планируют для детей развивающие занятия, на которых дети могут приобрести навыки работы с совершенно новыми для себя материалами. Это могут быть занятия по Урало-Сибирской росписи или обучение плетению браслетов из шерстяных ниток. Плетению браслетов из ниток обучали наших детей на последнем по времени конкурсе в селе Петрокаменское. Ребята получили громадный позитивный опыт и после возвращения с конкурса обучали этому искусству своих товарищей.
Мастер-класс по Урало-Сибирской росписи. Нижняя Синячиха.
К тому же, организаторы конкурсов всегда планируют для участников культурную программу. И дети могут посетить такие места, куда они не смогли бы выбраться самостоятельно. Например, при проведении «Городка Мастерового» была организована большая экскурсия в Нижнюю Синячиху, уникальный уголок Урала, где находится музей уральской народной росписи и музей деревянного зодчества под открытым небом. А при посещении Магнитогорска для детей устроили экскурсию на металлургический комбинат. Наши дети, которые часто видят жизнь только на экране телефончика, буквально открывают для себя реальный мир, в котором есть очень много всего интересного.
Расписная горница в Нижней Синячихе.
Самое главное, с чего следует начинать подготовку к конкурсу - это подбор детей-участников. Чаще это люди уже проверенные, занимающиеся в нашем объединении подолгу. Люди настойчивые, которых не удивишь предстоящей долгой и кропотливой работой над конкурсными изделиями. Они уже знают, чего хотят, и идут к своей цели, не взирая на трудности. Хотя могут участвовать и увлечённые новички, которые с первых дней занятий в объединении хорошо себя показали. Но у нас такого практически не бывает, потому что резчики по бересте и дереву должны иметь немалый опыт для того, чтобы у них получились изделия, достойные конкурсов.
Нужно определить для себя те изделия, с которыми мы пойдём на конкурс. Чаще всего идеи этих изделий возникают в голове педагога, реже в головах самих детей. Приведу пример идеи, удачно возникшей в голове одного мальчика. Идея касалась макетирования. Он сказал, а не сделать ли мне маяк. Маяк и море с подсветкой. И сам мальчик и мы, изучили эту тему, разработали несколько эскизов, потом стали воплощать их в материале. Идея оказалась удачной. И мы сделали потом с детьми довольно много светящихся маяков, заливая море из эпоксидной смолы.
Маяк и "эпоксидное море".
И всегда нужно учитывать «направление» того или иного конкурса. В нашей работе это проявляется резким разделением на традиционное народное искусство и искусство декоративно-прикладное. Хотя эти две ветви творчества и близки, но они разные. Декоративно-прикладное искусство может и не иметь истоков в каких-то древних временах. В нём могут использоваться современные материалы, идеи, технологии. В искусстве народном всё должно иметь корни в прошлом. Современные технологии тут тоже могут иметь место, но использоваться очень деликатно.
Приведу один пример. Дети из Архангельской области привезли на конкурс в Екатеринбург очень красивые светильники с берестяной резьбой. На основу из стекла или из прозрачного пластика были наклеены довольно крупные и сложные берестяные узоры, дополненные плетением. Напомню, что резьба по бересте - это довольно сложный вид творчества, доступный немногим. Девочки из Архангельской области потратили много времени на эту работу, сама работа получилась зрелищной и запоминающейся. И естественно, они ждали, что их работу оценят по достоинству. Но не оценили. Как раз из-за того, что этот конкурс был «народный», а не «декоративно-прикладной». А в древнем народном искусстве конечно же не было подобных светильников и почти не использовался клей.
По тому же принципу не сильно приветствуются и резные берестяные туеса, которые делают наши ученики. Ибо традиционные берестяные изделия Урала были совсем другими. Поэтому, собираясь на конкурс, нужно посмотреть фото изделий с прошлых конкурсов, определить вот это самое «направление», и действовать в его рамках. А когда наша студия участвовала в конкурсе декоративно-прикладного направления как раз с тем самым светильником-маяком, то мы с направлением угадали, и наши изделия не смотрелись чужеродно.
Изделия наших учеников.
Вообще, не стоит перед конкурсом настраиваться на успех. Мы ведь не знаем, какие условия для творческой работы есть у наших соперников. Какое у них финансирование, какие у них станки, оборудование, инструменты. А эти вещи иногда отличаются очень сильно. Мы не знаем, какие за ними стоят традиции. Был на последнем «Данилушке» мальчик по фамилии Вепрев. Наверное, каждый, кто занимается берестой, слышал эту фамилию. Вепрев был одним из самых известных в России дореволюционных мастеров - берестянщиков. Может, этот Вепрев - его отдалённый потомок? Случалось нам встречать на конкурсах и детей, чьи родители сами занимаются народным искусством и являются признанными мастерами.
Поэтому нужно настраиваться самим и настраивать детей на мысль, что конкурс - это не то место, куда мы едем побеждать. Надо говорить, что мы едем «на других посмотреть, себя показать». Едем перенимать опыт и общаться. А результат - он не гарантирован. Надо лишь сделать всё, от нас зависящее. Почти как в спорте. Сделай всё, что тебя зависит по максимуму - а там будь, что будет.
Основное - это подготовка. Её нужно начинать пораньше. Лучше это делать в начале учебного года. Приходят дети на первое занятие нового года, и сразу их нужно настроить. Сказать - готовьтесь. Время на подготовку обычно есть, потому что конкурсы чаще всего проводятся зимой или весной. И тут же им надо сказать, с чем они будут участвовать. То есть, у педагогов должны быть готовые идеи, а лучше - образцы-аналоги, на которые дети могут ориентироваться. Если у педагогов будут только эскизы, то дети могут их и не воспринять, не вдохновиться.
Фото с конкурса.
Особую ценность представляют для педагога идеи, которые возникают в голове у самих детей. Надо эти идеи уметь заметить, подхватить, развить и придать им вид, пригодный для исполнения. Например, есть у нас один мальчик, увлечённый динозаврами. Динозавры - это богатейший мир разных форм и расцветок. Только вот мы, к сожалению, пока не знаем, как и в каком виде динозавровую тему использовать. Но постараемся придумать.
А вот пример того, как работают идеи и задумки педагогов. Мы разработали на будущее новые изделия - резные рамки для зеркал, картин и фотографий. Подобные изделия были распространены в России в 19-м веке и начале 20-го, так что о соответствии традициям можно не беспокоиться. Рамки из старых, фактурных досок с тонированной накладной резьбой. Всё это вполне доступно для выполнения детскими руками и будет зрелищно. А вот какие изделия из бересты мы повезём - это мы пока не определились.
"Старинное" зеркало. Работа педагогов - образец для учащихся.
Кстати это очень важный аспект - чтобы детские работы были зрелищны и привлекали внимание. Надо понимать, что экспозиция конкурсной выставки - это сотни различных изделий. И десятки - по нашему направлению. И нужно, чтобы взгляд члена жюри остановился именно на нашем. Иногда люди берут простейшим - размером. Например, учащиеся из Кудымкара привезли огромные берестяные панно с медвежьими головами, птицами, узорами в пермском «зверином» стиле, дополненные стихами местного поэта.
Берестяное панно в Пермском "зверином" стиле. Работа детей из Кудымкаора.
Нужно тут отметить, что просто один размер без красоты и качества не работает. А сделать красивым большое изделие труднее, чем маленькое. Ребята из Кудымкара справились с поставленной задачей и имели успех. И мы тоже, отправляясь на конкурс, предпочитаем изделия крупные. Большие резные туеса, большие панно с резьбой. Конечно, можно и маленькое изделие сделать красивым и изящным, но некий «гвоздь программы» всё равно должен быть. Именно что-то большое привлекает внимание ко всей экспозиции. Посетители замечают, к примеру, наше резное панно «Живое дерево ремёсел» и отмечают для себя, что это -Новоуральск, к этим изделиям нужно присмотреться.
"Живое дерево ремёсел". Панно из дерева работы Даниила Терешкина.
Иногда выставляют нечто оригинальное настолько, что это может удивить сразу и всех. Например, детское Каслинское литьё. Все мы привыкли, что литьё - это занятие не для детей, а для зрелых мастеров-металлургов. Детское литьё - это пример не столько самого детского творчества, сколько сотрудничества педагогов и производства. Ибо отлить готовые изделия по моделям, сделанным детьми, можно только в заводских условиях. Это и хороший пример преемственности поколений. Ребёнок, который увидел свою работу воплощённой в металле, имеет больше шансов стать мастером, когда вырастет.
Детское Каслинское литьё.
Оригинальность замысла и воплощения, полёт фантазии более необходимы на конкурсах декоративно-прикладного направления. На «традиционных и народных» это не столь важно. Вернее, это важно и для народного искусства, но тут фантазию нужно применять деликатно, чтобы она не шла в разрез с традициями, идущими из глубины веков.
Анжела на конкурсе в Кванториуме Верхней Пышмы.
В общем же, подготовка к конкурсу - это настойчивая работа. Следить за каждым шагом детей, направлять их руку. Если нужно - заставлять доделывать и переделывать. Важно фиксировать на фото и видео этапы работы. Это нужно для последующего анализа. А также, если возникнут сомнения в детском авторстве работы. Сомнения такие могут возникнуть. Скажут, что это вы за детей своих делали.
В последнее время большое внимание стали уделять презентациям, защитам, докладам, мастер-классам, которые проводят дети. В этом может встретиться затруднение для педагога. Ибо не все дети, умеющие что-то делать руками, могут так же успешно общаться, говорить на публику, отвечать на вопросы. Иногда у детей бывает очень сильный стресс от публичных выступлений. Организаторы могут прервать «в самом интересном месте», напомнить о регламенте. К этому тоже нужно готовиться. Можно и прорепетировать защиту своего изделия, задать ребёнку вопросы, которые могут быть заданы организаторами.
Юлия Громова проводит мастер-класс по резьбе для участников фестиваля "Данилушка"
Тут может иметь место и разделение. Можно выбрать из группы самого говорливого, чтобы он защищал работы всей группы и отвечал на вопросы. А с мастер-классами, которые проводят дети для других детей, проблем особых не возникает. Ибо человек, который делает что-либо для конкурса, скорее всего, уже профессионал, досконально знающий свою работу. И он вполне сможет объяснить незнакомым людям, что и как нужно делать. А ещё, к мастер-классу всегда заранее готовятся педагоги. Готовят материалы, инструменты, если нужно, шаблоны. И ребёнок пользуется их трудом, что упрощает для него задачу.
После защиты детской работы. Екатеринбург, Дворец Молодёжи. Мы и наш ученик Завьялов Виталий.
Очень важно, как ведут себя дети на выезде, в другом городе. Не лишним будет им напомнить, что они - представители своей территории. Представители города Новоуральска. И очень важно не позорить свой город перед другими. С этим проблем тоже пока не возникало, потому что люди, привычные к упорному труду, достаточно дисциплинированы.
Участники фестиваля.