Колёса у телег в древние времена были деревянными. Колёса первых автомобилей были деревянными. И колёса пушек тоже. Деревянными были обода и спицы. И только шина сверху была железная, впрочем, как и у колёс тележных. Эти деревянные конструкции с честью выдерживали и довольно большой вес пушек, и бездорожье, и нагрузки при стрельбе. Из какого дерева их делали? Точно не знаю, но, наверное, из самого крепкого. Скорее всего, из дуба.
Когда мы в последний раз были в музее Верхней Пышмы, я обратил внимание именно на деревянные спицы пушечных колёс.
Аля фотографирует 76-миллиметровую пушку образца 1902-го года, модернизированную в тридцатых годах. Подобные орудия были на вооружении до начала пятидесятых. Вот как долго продержались дубовые спицы. Наверное, в советских воинских частях до самого этого времени были в штате специальные столяры, чтобы чинить деревянные колёса. Хотя, может быть, всё было проще. И колёса просто заменили на металлические с резиновыми шинами.
А на автомобилях деревянные колёса ушли в прошлое довольно быстро. И уже в начале тридцатых, когда в СССР началась индустриализация, колёса автомобилей были железными.
Ещё пушка. У этой калибр ещё больше, а колёса всё также деревянные.
И тут тоже.
И только вот у этой пушки появляются железные колёса. Тут конструкторы просто подумали, что настолько крепким дуб быть не сможет, не выдержит такой тяжести.
Но эти колёса, хоть и железные, сделали по тому же принципу, что и деревянные. Те же спицы, тот же обод. Правда спицы из металлических брусков. А обод покрыт толстым слоем резины. А может, и здесь тоже дерево, только мне на снимке не видно? Укрупнил изображение. И точно, тот же самый дуб.
Ко времени Второй Мировой войны люди додумались до литых или штампованных металлических колёс с резиновыми шинами. И сделали эти колёса подъёмными, чтобы при стрельбе на них не передавалась огромная нагрузка от выстрела. А до того всё дубовыми пользовались.
Мне даже кажется, что железным колёсам конструкторы долго не доверяли. И вместо этого делали пушки на гусеничном ходу. В тех случаях, когда дуб явно не смог бы справиться с нагрузками. Например, вот эта конструкция. Она на гусеницах, но собственного двигателя у неё нет. Значит для того, чтобы сдвинуть её с места, нужно было приложить огромные усилия. Такую пушку таскали сразу два трактора-тягача. Потом орудие модернизировали, и оно приобрело тот вид, что на верхнем снимке. И тягач для перевозки стал нужен только один.
На параде по улицам с твёрдым покрытием это орудие ещё мог таскать один такой вот трактор «Сталинец», а во фронтовых условиях - уже нет.
В качестве примера приведу фотку с парада 45-года в Киеве.