Три фотки из Тагила.

Sep 09, 2024 23:07


  Давным-давно в городе Нижнем Тагиле была пристань. Такая вот обыкновенная зелёненькая плавучая пристань. Она была на пруду. И от этой пристани довольно часто ходил на противоположный берег катер.

Я как-то уже писал, что для меня город Тагил стал открытием. Там всё было каким-то особенным, не таким, как в других городах. Вот и катер этот в качестве городского транспорта меня удивил и поразил. Как же. Катер в совершенно сухопутном уральском городе. И я при каждом удобном случае пользовался им.

Катер был невелик по размеру, метров десять. На нём был небольшой салон, почти утопленный в палубу. В него вела коротенькая лесенка. Но я в этот салон никогда не спускался, даже в непогоду. Я любил стоять сверху, на палубе и смотреть, смотреть по сторонам. На катер продавали билеты. Точно такие же, как на автобус, по пять копеек. Только на автобусных билетах писали что-то типа «Городской транспорт». А здесь было написано: «Иртышское речное пароходство, пристань Нижний Тагил». И я всё думал, почему же иртышское, где Иртыш, а где Тагил. Лишь потом до меня дошло, что все реки с восточного склона Уральских гор текут именно в Иртыш и его притоки.

Держишься за поручень и смотришь, как наш кораблик отваливает от берега. Плавно уходит вдаль купол цирка (пристань была под самым цирком), а впереди, на гальянском берегу возвышаются огромные башни и купола собора Александра Невского. Собор раньше был величественной руиной, потом его потихоньку стали восстанавливать. Согласно местному преданию, в нём в советские времена хранился дуст в мешках. И стены собора так сильно пропитались этим дустом, что прихожанам на службе иногда становилось плохо. Это испытал на себе и я, мне тоже однажды стало плохо. Хотя, может быть, и не от дуста.

Я искал в Интернете фото этого катера. Что-то находил, но эти фотки были не слишком удачными. И вот вчера зашёл на «Pastvu». И нашёл.





Вот он, тот самый кораблик, который я так любил. Подходит к пристани, а на палубе точно также стоят люди, как любил стоять и я. Пассажиры выйдут, а кораблик погрузит новых, развернётся и пойдёт опять на Гальянку. На противоположном берегу стояло какое-то железное сооружение вроде автобусной остановки, где люди прятались от дождя.

А ещё на том берегу был аэродром. Он принадлежал ДОСААФ, и было там по-моему всего два или три самолёта -Ан-2 и Як-18. Самолёты были защитного, военного цвета с красными звёздами. А недавно я узнал, что, оказывается, годах в шестидесятых здесь были самолёты и большие, Ли-2. И на них летал из Тагила  в Свердловск. Это была пассажирская линия. Не знаю, как уж часто летали в Свердловск самолёты, но это было. Хотя сейчас и не верится в такое совсем. Согласно легенде, которую я прочитал там же, на «Паству», самолёт Ли-2, летавший из Свердловска в Тагил, был раньше личным самолётом маршала Жукова.

Как-то я писал, что из Новоуральска в Свердловск хотели возить пассажиров на вертолёте. Я думал, что это был уникальный проект - «пригородная» авиация на столь малом расстоянии. Оказалось, что нет. Совсем не уникальный. Не знаю, правда, сколько лет действовала авиалиния Свердловск - Тагил, и был ли этот проект успешным. Вот фотка, но это вряд ли Тагил, скорее Свердловск. Ибо тут самолётов довольно много. Не могло их столько быть на маленьком аэродроме на Гальянке.



Недолго я любовался на самолёты. В восемьдесят шестом я ушёл в армию, а когда вернулся, то аэродром уже перенесли  в Невьянский район.

И ещё одна фотка тагильской пристани.



Это та же плавучая пристань, что и на первом снимке. И катер тот же. Вон он, на заднем плане. А на переднем - баржа и буксир-толкач. Баржа называлась «Веранда». На ней возили отдыхающих куда-то далеко, на какой-то таинственный остров. Видите, на барже ряды сидений. На этих сиденьях и начинался для людей романтический отдых на воде. Правда таинственным этот остров был только для меня, другие-то люди всё о нём знали. А я так хотел прокатиться хоть раз на этой «Веранде». Но так и не собрался, всё было некогда.

А потом романтические времена в Тагиле закончились. Пристань сгорела, а катера порезали на металлолом. Вроде и зачем они были нужны? На Гальянку регулярно ходил автобус, потом построили и трамвайную линию. Как-то так тагильские кораблики и забылись. 

история, Нижний Тагил

Previous post Next post
Up