О текущих событиях вокруг пермской фармакадемии

Jan 17, 2015 21:00




Со времени моей последней статьи о развитии событий, развернувшихся вокруг попыток слить Пермскую фармакадемию с другими вузами (с Пермским медицинским университетом или Пермским классическим университетом), произошли некоторые события, которые стоит осветить в этом блоге.
После тех памятных Учёных Советов Пермской фармакадемии (ПГФА) и Пермского университета (ПГНИУ), на которых члены Учёных Советов вузов приняли решение обратиться в Правительство РФ с просьбой  рассмотреть возможность объедения вузов с передачей ПГФА из ведомства МинЗдрава в МинОбр, 30 декабря в Пермь в ПГФА приехала чиновница в ранге заместителя министра здравоохранения РФ.

Этот визит состоялся ровно в рамках тех обещаний, которые лично мне и группе сотрудников и студентов академии, дал руководитель администрации губернатора Пермского края Алексей Фролов. 17 декабря на встрече в администрации губернатора, он в присутствии вице-премьера Правительства Пермского края Надежды Кочуровой, пообещал, что гарантирует прибытие в Пермь для снятия всех возможных тревог и недопониманий высокопоставленных чиновников Минздрава в ранге не ниже замминистра.

25-ого декабря на заседании Учёного Совета ПГФА, на котором было принято решение о поддержке инициативы вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец о слияния ПГФА и ПГНИУ, я ещё раз рассказал членам Учёного Совета и руководству ПГФА, о том, что до конца года в академию должен приехать представитель Минздрава. Получалось, что в такой ситуации, когда позиция Минздрава относительно ПГФА официально не явлена, принимать официальные решения о переходе из текущего ведомства в другое мягко говоря некорректно. Но ряд членов Учёного Совета  стали высказывать свои сомнения, что чиновники из Москвы вообще приедут, агрессивно спрашивали: почему именно я хожу на встречу в администрацию губернатора. Простой ответ, что потому что именно я и другие сотрудники и студенты стали организовать и координировать работу отстаивания независимости фармакадемии, а потому именно они и стали переговорной стороной, как-то видимо не дошёл тогда ещё до сознания некоторых людей. Бывший ректор ПГФА Олешко Г.И. активно убеждал всех, что если срочно не принять решение о соединении с ПГНИУ, то академию сольют с Медуниверситетом - т.е. случится самый нежелательный вариант против которого, были собраны более тысячи подписей сотрудников и студентов ПГФА. Я пытался говорить, что спешку можно отменить и наоборот попытаться отстоять независимость, предложив идею создания на базе ПГФА первого в России фармацевтического университета, но настроение «хватай мешки - вокзал отходит» в тот день явно преобладало.

26-ого декабря экстренно собранный Учёный  Совет ПГНИУ также поддержал план Голодец, и предложение о слиянии ушло в Правительство РФ. Я же тогда стал отстаивать вариант сохранения ПГФА как единой структуры и вхождения в университет не как факультета, а как автономного института, хоть и под управлением ПГНИУ. Именно такой посыл я дал в интервью местному телеканалу Рифей-Пермь, где героями сюжета кроме меня стали ректор университета Игорь Макарихин и вице-премьер Ольга Голодец.

image Click to view



И вот 30 декабря в учебный корпус академии, где располагается моя кафедра стали приходить сведения о том, что в нашем главном корпусе, который находится в другой части города, неожиданно отменён запланированный новогодний корпоратив для административного персонала и экстренно собран Учёный Совет фармакадемии. Причина сбора Совета - приезд Татьяны Семеновой  - Директора департамента образования  и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации. Вместе с ней на встречу с руководством академии пришли руководитель администрации губернатора Алексей Фролов и министр здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень.  



Алексей Фролов                                        Анастасия Крутень

Я в это время оформлял у себя на кафедре последние отчёты, заполнял зачётные ведомости и на встрече этой не присутствовал, поэтому и передать точно информацию, которую там озвучивали, не могу. Могу лишь сообщить то, что мне пересказывали люди опять же с пересказа других людей. Говорят, что Семёнова была недовольна последним голосованием Учёного Совета ПГФА. Ещё бы! Без участия его учредителя, вуз голосует о переходе в другое ведомство. Такой весомый актив как ПГФА Минздраву терять видимо очень не хотелось. Не зря за него развернулась нешуточная борьбе в декабре 2014г.


Татьяна Семёнова

Говорят также, что Семёнова, когда ей задали вопрос о том, планирует ли Минздрав ликвидировать ПГФА и слить её с Пермским медицинским университетом, как об этом просил губернатор Басаргин и ректор ПГМУ Ирина Корюкина, стала изображать удивление. Мол, ничего такого и не планировалось. Ей сказали: как же так, вы же сами в начале декабря рассказали об этом нашему студенту. Я напомню, что 25 декабря на Учёном Совета академии студент 4 курса Артемий Галеев рассказал, что на съезде студентов мед и фармвузов он разговаривал с Семёновой: «Татьяной Владимировной Семеновой мне была доведена информация, что нашу академию расформировывают. И сейчас идёт вопрос о том к кому мы присоединимся: либо это будет министерство здравоохранения РФ, либо это будет министерство образования РФ. И это она просила передать студентам.»

Но Семёнова, как говорят, стала всё отрицать: ничего никому не говорила, ничего такого не планировали. Хотя и аттестационная комиссия, которая работала в академии в декабре и ректор Медуниверситета И.П. Корюкина до начала протестных действий пермской фармобщетсвенности говорили о поглощении фармакадемии Медуниверситетом как о свершившемся факте. Очевидцы сообщали, что представители ПГМУ уже даже ходили как новые хозяева по общежитию и одному из корпусов фармакадемии, обсуждая как они распорядятся новым имуществом, и кого куда будут переселять.

А 12 января 2015г. на региональном ресурсе URA.RU, специализирующемся на вбросах появилась заметка «Epic fail! Пермская фармакадемия оказалась «подвешенной» в воздухе. Чиновники Минздрава РФ смеются в голос». Сообщается:

"Ситуация вокруг Пермской государственной фармацевтической академии оказалась подвешенной в воздухе. Как передает корреспондент «URA.Ru» со ссылкой на источник в ученом Совете ПГФА, назревавший в конце 2014 года конфликт, связанный с возможным присоединением вуза к Пермской государственной медицинской академии или к Классическому университету, вошел в новую фазу.
«В конце декабря в вуз приехала сотрудница министерства, которая приняла участие в заседании Ученого Совета. Она искренне удивилась постановке вопроса об объединении. Оказывается, в Минздраве РФ, который является учредителем ПГФА, ничего не знали о присоединении или какой-то реорганизации учебного заведения. Был задан простой вопрос руководству: вы действительно хотите присоединения? Выяснилось, что ответа на этот вопрос нет», - сообщил собеседник агентства, уточнив, что столичную чиновницу ситуация развеселила.
Напомним, идея объединения ПГФА и ПГМА появилась после визита в Пермь комиссии Минздравсоцразвития в ноябре 2014 года. После этого часть заинтересованных в независимости фармакадемии сотрудников инициировали петицию студентов, после чего был проведен митинг."

Ничего такого в духе «смеха во весь голос», как преподносится в заметке, насколько мне известно, на Учёном Совете не было, да и не могло быть. Все участники были весьма напряжены, ощущая шаткость собственных позиций, вызванных процессами вокруг ПГФА. Но и позиция Семёновой и заметка URA.Ru могут говорить о том, что Минздрав вероятно решил отыграть назад и отказаться от идеи слияния ПГФА и ПГМУ (возможно временно) ради того чтобы попытаться оставить ПГФА в своём ведомстве.

А что же тогда со слиянием ПГФА с классическим университетом? До сих пор никаких известий о том, что эту инициативу рассмотрели или будут рассматривать, как это планировалось по плану Ольги Голодец, в Правительстве РФ нет. Более того, после новогодних каникул я получил письмо из администрации Президента, где сообщают, что обращение студентов и преподавателей ПГФА (в т.ч. видеообращение) получено в Приёмной Президента РФ 16 декабря. Также сообщают, что в Министерстве здравоохранения РФ запрошены необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения нашего обращения документы и материалы. Срок рассмотрения продлён на 30 дней. По результатам рассмотрения нам будет отправлен ответ. Т.е. есть ответа нам ждать где-то в феврале.




Вероятно, до рассмотрения вопроса в Администрации Президента (АП) никакого решения о присоединении приниматься не будет. Более того, вполне возможен вариант, что по итогам рассмотрения обращения сотрудников и студентов ПГФА, в котором показано, что развитие фармацевтического образования - это вопрос национальной безопасности страны, Администрация Президента может принять решение о нецелесообразности ликвидации пермской фармакадемии как самостоятельного учреждения.

Кстати, весьма показательно, что как только была опубликована в сообществе «защитим ПГФА» запись со сканом письма из Администрации Президента, мой телефон стал разрываться от звонков журналистов с просьбой прокомментировать то как развивается ситуация. Т.е. своей деятельностью мы сумели создать центр притяжения общественного и журналистского внимания, что вероятно также стало весомым аргументом против действий властей в духе «ликвидационной комиссии». Из получившихся из этой краткой записи об ответе из АП статей отмечу:

1.                1. Накануне.RU. Вопрос об объединении пермской фармакадемии с классическим университетом решится не раньше февраля

2.    59.RU Защитники фармакадемии получили ответ от администрации Путина
3.    В-курсе: Инициативная группа ПГФА получила ответ из Кремля
4.    Звезда: Администрация Путина на месяц продлила рассмотрение обращения сотрудников ПГФА
5.    Аргументы и факты: Ответ президента на видеообращение сотрудников ПГФА придет через месяц

Ведущее пермское издание «Новый компаньон» попросило дать более развёрнутый комментарий, в котором я ввёл ситуацию с академией в контекст последних событий, произошедших с российской фармацией. Статья называется «Самый деструктивный вариант развития событий был отменён», где в частности сказано:

Гурьянов отметил, что сотрудники и студенты ПГФА надеются, что «администрация президента сможет объективно разобраться в ситуации и привлечёт для экспертизы вопроса компетентных специалистов из фармацевтической отрасли с тем, чтобы принятое решение было в интересах российской фармации и фармацевтического образования».
Павел Гурьянов, старший преподаватель Пермской государственной фармацевтической академии:

Самый деструктивный вариант развития событий для ПГФА в виде присоединения к Пермскому государственному медицинскому университету (ПГМУ), почти безальтернативный в начале декабря, был отменён благодаря привлечению внимания общественности. Ведь если бы он реализовался, то фармакадемия была бы просто растворена в медуниверситете: почти 70% кафедр ПГФА ректор ПГМУ Ирина Корюкина планировала ликвидировать и слить с кафедрами ПГМУ, что неизбежно разрушило бы научные и методические школы фармакадемии.

Буквально вчера (15 января - ред.) телеканал НТВ сообщил, что сотрудники воронежской компании по производству лекарственных препаратов «Верофарм» забили тревогу после того, как американские владельцы фирмы потребовали от них неукоснительного соблюдения санкций против России. Американская компания Abbott завершила сделку по покупке 98,3% акций российского производителя лекарств в середине декабря 2014 года. Теперь компании принадлежат три завода в Воронеже, Белгороде и Покрове.


Сотрудники «Верофарма» рассказали, что при заключении трудовых договоров их под угрозой немедленного увольнения заставляли подписывать документ, один из пунктов которого требует строго соблюдать руководство «по соблюдению режима санкций против российских и украинских лиц». Что же говорить о западных фармацевтических компаниях, расположенных вне территории РФ?


По мнению Гурьянова, именно такие факты всё больше дают понять, что «России необходима собственная фармация и собственные фармацевтические учебные заведения, такие как Пермская государственная фармацевтическая академия».

Павел Гурьянов:

- России необходимо иметь возможность самой производить большую часть жизненно необходимых препаратов и иметь свои собственные мощные образовательные площадки, способные готовить кадры для фармацевтических производств, в то время когда западные страны введут против России лекарственные запретительные санкции.

Согласно утверждённой на уровне правительства РФ программе развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». стране срочно необходимо подготовить около 10 тыс. фармацевтических специалистов. В то же время вузов, способных такие кадры готовить, осталось всего два-три на всю страну.

На этом пока новости все. Буду, как говорится, держать руку на пульсе и информировать общественность об изменении ситуации.

медицина, фармация

Previous post Next post
Up