Шуваловские миллионы: Высокопоставленное лобби в фармацевтической отрасли - окончание

Mar 30, 2016 15:07




Начало статьи по ссылке.
Игорь Шувалов 1967г. рождения, окончил юрфак МГУ. И со слов однокурсников и со своих собственных - карьерист: вступил в КПСС, чтобы «сделать карьеру и добиться серьезных результатов». После окончания университета  в 1993г. был распределён атташе в правовой департамент МИДа, но в том же году по рекомендации своего начальника Романа Колодкина (одного из лучших друзей олигарха Александра Мамута) был принят в  юридическую фирму Мамута «АЛМ консалтинг», где очень быстро стал директором. «АЛМ» зарабатывало большие средства, создавая и продавая офшоры, обслуживая офшорные переводы (особенно во время выборной компании Ельцина 1996г.), а также разрешая споры между враждовавшими акционерами. В «АЛМ» обслуживался «весь цвет российского бизнеса», который привлекал Мамут, пользуясь свои связями. Олег Бойко - один из клиентов, ставший другом Шувалова, ввёл его в свой бизнес, так, что тот, когда выходил из него, переходя на госслужбу,  забрал деньгами около $30 млн.



Олег Бойко                                       Александр Мамут

В 1995-1997г. «АЛМ» при личном участии Шувалова оказывало большой объем услуг компании «Сибнефть» Романа Абрамовича, с которым тот также подружился. «Роман меня поразил, - говорит о друге Шувалов. - Абрамович привлек меня своей смелостью и умением общаться с людьми, я многому у него научился». Абрамович был  участником приватизации через залоговые аукционы. Правительство раздавало крупные государственные активы в качестве залога за кредит, а потом по нему не расплачивалось. Так в 1995 г. ЗАО «Нефтяная финансовая компания» Абрамовича выиграла залоговый аукцион по 51% акций «Сибнефти», создание которой незадолго до аукциона пролоббировал Березовский. Затем в течение 1996 г. Абрамович и Березовский докупали акции «Сибнефти». По словам Шувалова, все юридическое обеспечение «Сибнефти» было на нем - «от регистрации юрлиц и представления интересов группы компаний в разных арбитражных процессах до приобретения и продажи активов». Также Шувалов в интересах Березовского и Абрамовича скупал акции телеканала «ОРТ». По рекомендации Олега Бойко Шувалов в 1997 году перешёл на госслужбу, где работал хороший знакомый Бойко Альфред Кох - один из главных приватизаторов 90-х. Кох с 1993 г. работал в Госкомимуществе и осенью 1996 г. возглавил ведомство. После предварительного знакомства Шувалова и Коха ещё полгода того на работу не брали, а взяли 12 мая 1997 г. - в день, когда Абрамович и его партнер Березовский выиграли второй этап залогового аукциона по 51% «Сибнефти», по которому та оформлялась в их собственность. Вероятно, совпадение случайно.


Альфред Кох

В ведомстве Коха Шувалову доверили составление реестра госсобственности и, по словам бизнесмена Бойко, они вместе с Шуваловым придумывали, как создать ответственный за такую работу департамент Госкомимущества. В январе 1998 после ухода Коха Шувалов стал заместителем  главы Госкомимущества, а в мае того же года председателем Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Фонд занимался продажей государственных активов: производил оценку и проводил конкурс. По словам заместителя Шувалова на этой должности Дмитрия Мазепина, Шувалов занимал активную позицию при продаже госимущества и был буфером между РФФИ и бизнес-сообществом. Кстати сам Мазепин сейчас является крупным бизнесменом и владеет 19,99% акций ОАО «Уралкалий», располагающего активами на 402 млрд.руб. Их он приобрёл у другого друга Шувалова олигарха Сулеймана Керимова, с которым Шувалова познакомил в 1997г. всё тот же Бойко.



Дмитрий Мазепин                              Сулейман Керимов
И в нашей и зарубежной прессе, включая «Wall Street Journal» писали о том, как в 2004г. Шувалов (а точнее его жена, управляющая компанией «Sevenkey») по сложной схеме через свой офшор дали в долг Керимову 20 $млн. на покупку  акций «Газпрома». «Financial Times» писали, что эти $20 млн. Sevenkey взяла в долг у Амстердамского торгового банка (дочерняя структура Альфабанка Михаила Фридмана, напомню владельца интересующей нас торговой сети «X5 Retail Group»). Затем Керимов взял кредит в государственном Внешэкономбанке и купил акций «Газпрома» на $500 млн. В это время проходила либерализация рынка акций и они подорожали почти в 7 раз. Керимов заработал на этой сделке миллиарды, а на счет компании Шуваловых пришло тогда $80-100 млн. Вероятно без связей и знаний Шувалова такая выгодная сделка бы не состоялась. Игорь Шувалов в то время был помощником Президента по экономическим вопросам и вероятно знал о ближайшей либерализации. В 2010 г., Керимов купил у Дмитрия Рыболовлева «Уралкалий», а в 2013 продал его группе «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова (21,75% акций) и ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» (19,99%), контролируемой бывшим заместителем Шувалова Дмитрием Мазепиным.

Громкую огласку в прессе получила ещё одна сделка с участием Шувалова. Американское издание «Barron’s Online» и «Ведомости» писали о том, что в 2004г. на пустой счет компании «Sevenkey», подконтрольный жене Шувалова были переведены $50 млн. Евгением Швидлером, главным партнером Романа Абрамовича, который управлял «Сибнефтью» до ее покупки «Газпромом» в 2005г. Эти деньги «Sevenkey» перевела ещё одному другу Шувалова со времён «АЛМ» олигарху Алишеру Усманову на покупку европейской металлургической компании «Corus Group». Усманов приобрёл 13% компании за $319 млн. Но если сначала условия кредита были весьма ординарными - 5% годовых, то в 2006г. Усманов по собственной инициативе скорректировал соглашение о займе: теперь «Sevenkey» причиталось 4,9% от «инвестиционного дохода» с продажи резко подорожавших акций, который получила холдинговая компания Усманова: «Предложил поделить прибыль, а она была 1000% годовых», - рассказывал Усманов. В 2007 г. Алишер Усманов, вернул компании Шуваловых $119 млн. «Игорь Шувалов - один из моих близких друзей, и я его очень люблю», - откровенничал Усманов. А в 2009 г. комиссия, которую возглавлял Шувалов, одобрила госгарантии для кредита почти на $1 млрд. для компаний Усманова. Кредит выдавался на 7 лет, но погасили его через 7 месяцев.


Алишер Усманов

Перечисление 50 $млн. в «Sevenkey» от компании Романа Абрамовича Джон Манн, начальник управления по информационной политике «Миллхаус», управляющей активами Абрамовича, объясняет оплатой услуг Шувалова по юридическому обслуживанию «Сибнефти» в 90-е: «часть вознаграждения Шувалова за эту работу [в том числе по приватизации «Сибнефти»] была выплачена в форме опциона на акции компании «Сибнефть», по просьбе Шувалова в феврале 2004 г. эти опционы были исполнены». Опцион, то есть доля акций, «была его личная договоренность с Абрамовичем» - сообщал «Ведомостям», работавший тогда в «Сибнефти» сотрудник. Шувалов получил $50 млн., исходя из капитализации компании в $10 млрд.


Джон Манн

Названные сделки представителями Шувалова и участвовавших в деле олигархов не оспаривались. Говорилось, что они были коммерчески обоснованными, и о них известно российским регуляторам, в том числе ФНС, все налоги уплачены, а все ограничения для госслужащих соблюдены. Сам Шувалов заявлял: «Средства, которые я заработал, будучи предпринимателем, и которые находятся сейчас в доверительном управлении, являются основой моей независимости от различных групп влияния при принятии мной служебных решений». Ну что же. Кто-то вправе в это поверить, а кто-то - нет.

Целью нашего изучения биографии и деятельности вице-премьера Правительства РФ Игоря Шувалова, а также бизнесменов Романа Абрамовича, Михаила Фридмана, Виктора Харитонина и других было установить, могут ли иметь какие-то основания предположения о том, что продвижение инициативы разрешить торговать безрецептурными препаратами через обычные магазины может быть лоббированием коммерческих интересов? Как мы видим, анализ открытых источников и информации опубликованной в ведущих российских и мировых аналитических изданиях, приводит нас к выводу, что такая гипотеза вполне имеет право на существование. Сами эти источники подробно, с фактами называют несколько случаев лоббирования коммерческих интересов именно тех бизнесменов и чиновников, кто вовлечён в продвижение разрешения свободной продажи лекарств. Давайте тогда очертим эту гипотезу, основываясь на установленных фактах, при этом будем настаивать на том, что это всего лишь гипотеза, а не обвинение кого-либо в лоббировании и коррупции.

Гипотеза выглядит так: Роман Абрамович и Михаил Фридман решили в непростые времена экономического кризиса усилить свои экономические позиции в России и увеличить выручку своих компаний - фармпроизводителя «Фармстандарта»  и супермаркетов «Копейка», «Карусель»,  «Перекрёсток» и «Пятёрочка». Для этого они решили пролоббировать разрешение продавать безрецептурные препараты, которые выпускает «Фармстандарт» в торговых сетях. Сети Фридмана примут участие в перераспределение рынка фармацевтических препаратов от аптек в свою пользу, поскольку аптечные организации вынужденные соответствовать дорогостоящим лицензионным требованиями на фармацевтическую деятельность, не выдержат конкуренции. «Фармстандарт» Абрамовича в свою очередь получит увеличение продаж своих препаратов, поскольку будет снят профессиональный барьер в виде фармацевтического специалиста, который мог отговорить от ненужной покупки сагитированного рекламой человека. Теперь выручка от продаж препаратов будет зависеть только от интенсивности рекламы по телевидению. О жизни и здоровье людей и разрушении системы фармацевтической помощи мысли ни у кого даже не возникло.

Для продвижения своих интересов Абрамович и Фридман привлекли своего старого друга и коммерческого партнёра, а ныне вице-премьера Правительства РФ Игоря Шувалова. Тот стал давить на Минздрав и Минпромторг, чтобы те разработали закон и нужный перечень лекарств, которые бы могли продаваться в торговых сетях без участия фармацевтических специалистов. Хотя не стоит забывать и про связи Виктора Харитонина, главы «Фармстандарта» с чиновниками правительства - бывшим главой Минпромторга Виктором Христенко в 2004-2012гг. и его женой Татьяной Голиковой, министром здравоохранения с 2007г. по май 2012г. Минпромторг синхронно с Шуваловым стал поддерживать идею свободной продажи безрецептурных лекарств. И хотя в 2012г. Христенко оставил свой пост, но новым министром стал Денис Мантуров,  заместитель Христенко в 2008-2012гг. В Минпромторге он курировал, в том числе, фармацевтическую промышленность, а значит, участвовал в интересующем нас процессе, инициированном Шувалов в 2009г. В качестве нового министра с 2012 года и по настоящее время он продолжает курс своего бывшего шефа. При этом Министерство здравоохранения, по крайней мере, с тех пор как его в 2012 году возглавила врач Вероника Скворцова, выступает против инициативы Шувалова. В 2013 году Минздрав издал письмо, аргументирующее почему нельзя свободно продавать лекарства в магазинах, в 2014 году изрядно сократил продавливаемый Шуваловым и Минпромторгом обширный перечень разрешённых к продаже препаратов, и в конце февраля 2016 года Елена Максимкина, директор  департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, заявила изданию «Фармацевтический вестник», что ей «как человеку, имеющему фармацевтическое образование, и выступающему за статус своей профессии, эта инициатива не близка». Однако фронт лоббистских атак становится всё сильнее и сильнее. Елена Максимкина добавила: «Такое поручение от правительства у нас действительно есть. Есть много желающих, чтобы лекарственные препараты появились на полках в продуктовых магазинах. Хотя мы и сейчас можем в любом супермаркете увидеть аптеку с лицензией».


Елена Максимкина

Считать высказанную гипотезу имеющей отношение к реальности или нет - дело читателя. Мы лишь собрали и систематизировали озвученные ранее в СМИ факты. Но если высокопоставленное лобби действительно вознамерилось реализовать коммерческий интерес некоторых российских олигархов в ущерб, как здоровью граждан страны, так и всей фармацевтической отрасли, а значит и национальной безопасности России, то своё решительное нет этому должны сказать сами широкие слои профессионального медицинского и фармацевтического сообщества.

Об авторе:
Гурьянов П.С. - кандидат фармацевтических наук, член движения «Суть времени», член Центрального Совета «Родительского Всероссийского сопротивления».

Эта статья в Информационном агенстве «Regnum»: http://regnum.ru/news/economy/2107685.html



медицина, ликвидком, фармация, либероиды

Previous post Next post
Up