насколько я понимаю в этой теме - там нет прямой связи.
Связь мышления напрямую зависит от речи, также как и речь от мышления.
Отсюда косноязычные всегда тупые.
но для того чтобы говорить нужно обдумать свою мысль или высказать её по шаблону в мозгу.
раньше в античности - образование РАЗВИВАЛИ РАЗГОВОРАМИ. (Все эти диалоги философов, риторики, логики и т.п.) И человек был в принципе развит.
Потом в Средневековье сделали ставку на чтение, но безграмотные простолюдины тоже развивались разговорами.
мало того, чтение и письмо позволило косноязычным тоже развивать мышление, не становясь разговорчивыми.
То есть чтение и письмо это своего рода промежуточный подготовительный этап между мышлением и речью.
Мы начитываемся, чтобы выражать свои мысли уже готовыми оборотами, в детстве это происходит незаметно для детей.
Проблема современной молодёжи, в том, что они социальные аутисты - они не читают и не общаются друг с другом. У них всё токсичное и душное.
У мышления нет никаких шансов развиться.
А современная педагогика заточена под схоластический шаблон (чтение и зубрёжка), и не предполагает развитие речи.
По идее необходимо вводить в школы риторику и логику и ПРИНУДИТЕЛЬНО заставлять детей выступать публично со своим мнением. Это позволит хоть как-то компенсировать малочтение. Плюс ещё школьный театр.
Но последнее считают лишним и не введут. поэтому мы будем иметь людей прослушавших курс высшей математики и ничего не понявших.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий